Хорошунов и «Дизайнмастер» спорят о судьбе отрасли

Управление художественного облика мэрии продолжает показательный конфликт с оператором «Дизайнмастер». Чиновники оспаривают в суде договор на размещение рекламных конструкций, тем самым обнуляя политику господдержки отрасли.

В 2020 году из-за пандемийного кризиса многие отрасли оказались на грани выживания. Для выживания приходилось прилагать беспрецедентные усилия, консолидируя все ресурсы. Неудивительно, что в такое сложное время у представителей, как малого, так и крупного бизнеса были проблемы со своевременностью исполнения обязанностей по отношению к государственным органам. Впрочем, государство шло навстречу предпринимателям. В том числе, это касалось вопросов аренды на региональных и муниципальных уровнях. Во многих субъектах были утверждены новые графики платежей, снижены цены на аренду или дана отсрочка обязательных платежей в бюджеты.

Наряду с примерами грамотной работы и внимательным отношением к коммерческим организациям, есть и другие, менее вдохновляющие. Комитет по рекламе Новосибирска, в 2020 году неоднократно получавший письма от операторов наружной рекламы с просьбой рассмотреть возможность отсрочки платежей, отказывал по принципу «Не можете платить — расторгайте договор».

В 2022 году, когда в связи с уходом крупных рекламодателей у операторов рынка «наружки» возникли новые сложности с объёмами размещений, Олег Хорошунов, руководитель Управления художественного облика Новосибирска, взялся расторгать договоры на основании просроченных платежей в 2020 году.

Источники на рекламном рынке утверждают, что уведомление о расторжении договора получила только компания «Дизайнмастер», закрывшая все просрочки в 2021 году. Почему при равных обстоятельствах и абсолютно таких же просроченных платежах нет попыток расторжения договоров с другими операторами — непонятно. Ситуация провоцирует вопросы о некой аффилированности представителей власти с некоторыми компаниями, либо же это создание дискриминационных условий ведения бизнеса для одного конкретного оператора.

Сейчас Хорошунов пытается создать прецедент, когда достаточным основанием для расторжения договора может стать нарушение условий договора, а именно задержка платежей. 4 июля в Арбитражном суде Новосибирской области стартовал процесс о признании недействительным одностороннего отказа муниципального казённого учреждения «Городской центр наружной рекламы» от договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций компании «Дизайнмастер». Оператор отстаивает своё право продолжать работу на оплаченных местах и оспаривает обвинения, ссылаясь на опыт других городов России и сложные обстоятельства кризиса 2020 года. Позиция «Дизайнмастера» сейчас является своеобразным щитом для других операторов, также рискующих получить претензии ГЦНР.

Если подходить к этой ситуации формально, не вникая в суть вопроса и не зная обстоятельств, в которых в 2020-м оказались все операторы, может сложиться впечатление, что расторжение договора вполне обоснованно. Но если этот прецедент всё-таки будет создан, это станет очевидным откатом от политики господдержки пострадавших отраслей. Существование бизнеса наружной рекламы в Новосибирске будет поставлено под вопрос, если аналогичные претензии будут распространены на всех операторов, просрочивших оплату в кризисном 2020 году.

Целая цепочка событий нынешнего года показывает, что у Хорошунова зуб на «Дизайнмастер». Чиновник уже жаловался на компанию депутатам и журналистам, Сейчас дело дошло до административного давления. Важно подчеркнуть, что повод формальный: «Дизайнмастеру», как и другим операторам, долг перед бюджетом никто не прощал, компании рассчитались с казной в 2021-м. И если теперь своих договоров лишится один участник рынка, прочих неизбежно ждёт та же судьба. Иначе Хорошунову будет крайне сложно объяснить свой выборочный подход к карательным мерам. Поэтому конфликт с одним оператором ставит под сомнение перспективы всей отрасли.