Мусор развезут по разным концессиям

Заксобрание может согласовать условия новых «мусорных» концессий до каникул, если правительство учтёт рекомендации депутатов. Для начала министры должны убедить парламентариев в отсутствии иных вариантов, кроме привлечения частных инвесторов.

15 июня состоялось первое в истории заксобрания совместное заседание двух комитетов — бюджетного и строительного. Обсуждали два связанных вопроса — финансово-экономические и правовые последствия расторжения концессии с компанией «Экология-Новосибирск» и новые планы по созданию и эксплуатации объектов для обработки и захоронения твёрдых бытовых отходов.

Члены правительства стремились к максимальной лапидарности, будто опасаясь сказать лишнее слово. По первому вопросу министр экономического развития Лев Решетников заверил депутатов, что расторжение произошло по обоюдному согласию, и оснований для претензий со стороны частного партнёра он не видит. «Любые инициативы по взысканию упущенной выгоды — только через судебные решения», — уточнил министр ЖКХ Денис Архипов.

Депутат Вадим Агеенко заявил, что депутаты рассчитывали на более развёрнутые комментарии, учитывая долгую историю вопроса. Он напомнил, что концессию в правительстве обсуждали полгода, прежде, чем в июле 2016-го она была подписана, и хотелось бы проанализировать, вследствие чего соглашение оказалось нереализуемым. Также Агеенко заострил внимание на противоречиях в документах: оценивая объём ТБО в границах агломерации в 600 тысяч тонн, в концессию чиновники вписали 800 тысяч тонн.

Градус дискуссии мгновенно взлетел. Вице-губернатор Сергей Сёмка запротестовал против вопросов, выходящих за рамки повестки, на что спикер ЗС Андрей Шимкив предложил не цепляться за формальности, иначе отвечать на все вопросы придётся на сессии. Представители правительства прокомментировали в разнобой. По словам Решетникова, планы по реализации концессии нарушили экологические вопросы по участку, выбранному под полигон. Сёмка указал на проблему санитарной зоны Чкаловского аэродрома, как на единственную. Комментируя разницу в объёмах ТБО, Архипов пояснил, что в то время достоверная статистическая информация отсутствовала.

Чтобы «не уходить в дебри», Шимкив предложил обсудить обстоятельства заключения старой концессии на заседании профильного комитета. «Сегодня варианты решения есть. Мы с губернатором услышали друг друга, что раздел концессии на лоты произойдёт. Но, к сожалению, время упущено», — констатировал председатель ЗС. По словам Шимкива, группа «ВИС», в которую входит «Экология-Новосибирск», должна извиниться перед жителями области за то, что концессия осталась нереализованной. Спикер сообщил коллегам, что правительство предлагает вынести вопрос о новой концессии на сессию 7 июля, но этого не произойдёт, пока депутатам не станет понятно всё насчёт будущих конкурсов. «Если нужно будет, проведём внеочередную сессию», — допустил председатель.

Возвращаясь к вопросу обязательств, председатель строительного комитета Александр Терепа предложил показать документы об отсутствии таковых со стороны региона, а также узнать мнение второй стороны. «Вторая сторона согласна, но мы не можем записать в соглашение отказ от возможностей воспользоваться Гражданским кодексом», — прокомментировал Сёмка. Депутат Александр Шпикельман риторически поинтересовался, что говорить о несостоявшейся концессии избирателям, которым столько лет обещали новые заводы. Его коллега Ашот Рафаэлян предложил, обсуждая последствия, сосредоточиться на недопущении появления нового монополиста в мусорной сфере. Первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров назвал «верхом цинизма» обстоятельства, если концессией снова будут заниматься те же люди, кто «завалил» первую концессию. Вице-спикер Ирина Диденко отметила, что ответов на все вопросы по последствиям старой концессии депутаты от правительства не получили.

В итоговом решении по вопросу о последствиях депутаты единогласно поддержали вывод о провале «мусорной реформы», причиной которого стала недостаточная проработка концессии и длительный период её расторжения. Правительству рекомендовали учесть полученный негативный опыт и приступили к обсуждению проекта для его применения — новых решений по строительству инфраструктуры для ТБО.

Из выступления Архипова следует, что у предпринимателей, желающих построить и поэксплуатировать полигоны с мусоросортировочными комплексами, в районах области большой выбор, где именно «припарковать» инвестиции. Министр назвал 14 районов, где должны быть введены новые объекты разного объёма. Депутаты хотели обсудить условия конкурса по новой областной концессии, которую, по словам Архипова, планируется реализовать в две волны. На первой разыграют два крупнейших в регионе объекта, обслуживающих правый и левый берега Оби в границах агломерации. На второй волне — объекты в Татарске, Тогучине, Куйбышеве и Багане. Кроме того, правительство обсуждает с ППК «Российский экологический оператор» создание в регионе некоего «экотехнопарка». Последняя инициатива не заинтересовала депутатов. А по концессиям предложений было много.

«Вспоминаю 2016 год, когда правительство принесло нам концессию. И первая концессия была по четвертому мосту, — напомнил коллегам депутат Дмитрий Козловский. — Помните, какая там сумма была? 98 миллиардов. Когда мы подключились, сумма уменьшилась до 44. Я лично вопрос задавал: а где ошибка? Просто просчитались! Следующую принесли уже подписанную концессию – по мусороперерабатывающим заводам». Депутат предложил рассмотреть строительство объектов за бюджетный счёт, а вместе с тем создать и областного регоператора по обращению с ТБО. «Главная цель – сказать, есть ещё концессии с «ВИСом». Поликлиники — они начали строить семь, а строят всего три, это такой звоночек: надо действовать! Хватит работать на «ВИС»! Давайте сами в области строить и контролировать это всё», — заявил Козловский. Также он поддержал идею разбить объекты на отдельные лоты, чтобы повысить конкуренцию.

Депутат Сергей Кальченко призвал сделать независимую оценку строительства полигонов, чтобы лучше понимать экономику вопроса, а также исключить допуск каких-либо частных компаний к разработке конкурсной документации. «Когда мы увидим конкурсную документацию? Когда она уже будет на сайте размещена?», — уточнил Козловский. Сёмка пообещал прислать депутатам документы до 26 июня.

Депутат Алексей Андреев предложил не допускать структуры «ВИС» к новым конкурсам, включив компанию в список недобросовестных поставщиков. В решение эта инициатива не попала — её не пропустила бы ФАС.

Большинство инициатив вошли в решение комитета, представленное Диденко. Отметив сложившуюся отрицательную практику по заключению и реализации концессий в сфере обращения с ТБО, депутаты предложили правительству рассмотреть возможность применения других механизмов, в том числе, бюджетного финансирования. Если заключать концессии, то только по инициативе области. Количество объектов в агломерации предложено увеличить с 2 до 3-5, и разыгрывать соглашения через конкурсы по каждому отдельно. Несколько инициатив депутаты посвятили гарантиям состоятельности и серьёзности намерений потенциальных концессионеров. Излишние и необоснованные бюджетные гарантии, компенсацию убытков в связи с предпринимательскими рисками и необходимость прямого соглашения между концессионером, концедентом и банком предложено исключить. Гарантированный доход депутаты предлагают ограничить 80% от проектной мощности объекта и при этом предусмотреть отчисления на рекультивацию объектов.

Диденко подчеркнула, что своими рекомендациями депутаты разделяют с министрами ответственность за концессию. Терепа рекомендовал чиновникам использовать предложения комитета в диалогах с инвесторами. А вице-спикер Владимир Карпов подчеркнул, что взаимодействие депутатского корпуса с правительством по вопросам «мусорной реформы» может сказаться на вопросах по бюджету, в которых у областного парламента полномочий больше. Поставить точку в вопросе до начала работы над бюджетом-2023 — такое пожелание высказал Панфёров в резюме дискуссии.

Теоретически есть шанс, что правительство и заксобрание успеют согласовать подходы к концессиям до летних каникул. В этом случае конкурсы могут пройти в начале осени. Но вопросов много, и почти все непростые. К примеру, увеличение числа объектов потребует внесения изменений в территориальную схему по обращению с отходами до конкурса. И на развилке «частные деньги или средства из бюджета» можно дискутировать долго. Депутаты, собрав сразу два комитета, и заявив возможность внеплановой сессии, показали готовность к диалогу. Успеет ли ответить взаимностью правительство — вопрос.

Другие новости