Из «челноков» в производственники

На фоне ухода европейских ритейлеров новосибирские оптовики наращивают собственное производство. Импортозамещение в части товаров народного потребления по темпам и масштабам предсказуемо опережает темпы в других сферах промышленности.

История с закрытием магазинов западных брендов в торгово-развлекательных центрах, начавшаяся в марте из-за военной спецоперации на Украине, получила новое развитие, коснувшееся, в том числе, Новосибирска. Закрылись 2 из 3 магазинов reStore — официальный реселлер техники Apple объяснил это оптимизацией логистики. Не исключено, что закрывшиеся магазины возобновят работу. Закрывшаяся первой IKEA сохранила коллектив и поддерживает магазин в новосибирской «Меге» в готовом к открытию состоянии: с 1 июня изменился лишь график работы центра поддержки клиентов.

В начале июня стало известно о том, что компания Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Pull and Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius) решила сократить количество своих магазинов в России. Представители компании направили руководству ТРЦ уведомления о расторжении арендных договоров. В новосибирских торговых центрах магазины компании стоят закрытыми уже почти три месяца (как и по всей стране). Если дойдёт дело до освобождения ими занимаемых площадей, есть шанс, что здесь горожане увидят реальное импортозамещение.

С американской высокотехнологичной продукцией, да и со шведской мебелью потери выглядят чувствительными: случись полный уход, в ближней перспективе заместить их будет сложно. В части производства одежды ситуация выглядит оптимистичней благодаря активности местных предпринимателей. Пока перемены всё более масштабно проявляются внутри Гусинобродского торгового кластера — в 8 оптовых торговых комплексах на Гусинобродском шоссе.

Арендаторы «Востока» — крупнейшего торгового комплекса на Гусинке — массово перепрофилируются из «челноков» в производственники. Тому способствуют не только открывшиеся ниши из-за сокращения поставок европейских и американских производителей. Развитие событий показало, что китайские экспортёры не спешат наращивать разнообразие и объёмы поставок на российский рынок. Товара не хватает на фоне растущего спроса. Как известно, оптовые потоки через «Восток» наполняют не только новосибирскую розницу, но также формируют ассортимент в соседних регионах Сибири. Предприниматели, занимавшиеся поставками в Новосибирск оптовых партий одежды, обуви, игрушек, других ТНП, один за другим запускают собственные производственные мощности. Одни строят предприятия в сибирской столице и окрестностях, другие разворачивают мануфактуры в Таджикистане и Киргизии.

Ещё один тренд, проявляющийся в оптовой торговле — вовлечение нового поколения предпринимателей. На «Востоке» отмечают, что за последние два месяца состав арендаторов омолодился. Бизнес, которым занимались отцы и деды, в нынешнем контексте становится интересным (или — жизненно важным) для детей и внуков.

«Новая кровь» в оптовой торговле проявляется в активном внедрении новых технологий. Арендаторы «Востока» развернули торговлю через маркетплейсы, в первую очередь — через Wildberries и Ozon. В качестве маркетингового инструмента предприниматели научились использовать мессенджер Telegram, что нелегко даётся даже опытным инстаблогерам. Может быть, в ближайшее время импортозамещение шагнёт чуть дальше, и местные производители выведут на рынок собственные бренды, способные занять место ушедших иностранцев в витринах престижных торговых центров.

Оптовики создают новые рабочие места в то время, когда другие сферы экономики несут потери. Социальная значимость предпринимательских сообществ, сформированных вокруг оптовых торговых комплексов будет возрастать пропорционально спросу на новые товары. Уже сейчас он выходит за рамки традиционного ассортимента ТЦ.

К примеру, на «Востоке» в одном из корпусов стихийно сформировались ряды, торгующие хозяйственными товарами. Предприниматели прогнозируют рост этого направления. Не исключено, что в обозримом будущем на Гусинке появятся специализированные торговые площади под хозтовары. И можно уже определённо говорить о планах по развитию продуктового направления, до сих пор не характерного для вещевого торгового кластера. Администрация «Востока» и городские власти договорились об открытии в конце лета плодово-овощной социальной ярмарки. Можно предполагать, что это приведёт к увеличению покупательского трафика. Учитывая запросы горожан, мэрии впору отладить логистику пассажирского транспорта к «Востоку» и другим торговым площадкам, наращивающим ассортимент и сохраняющим ценовую доступность.

Другие новости