Битва за мусорный рынок идёт под ковром

Снижение тарифа на вывоз мусора в момент неопределённости вокруг регоператора по обращению с ТКО выглядит весьма экзотическим средством влияния на судьбу рынка и может ускорить избавление «Экологии-Новосибирск» от внешнего управления.

Жилищно-коммунальные тарифы у нас, как известно, только растут, а если вдруг снижаются, это воспринимают как недолговечное исключение из правил. Некоторое время спустя происходит очередная индексация. Тем не менее, в политическом плане сбои в неумолимом графике удорожания ресурсов воспринимаются, как благо. Даже если стопорят развитие отраслей.

Федеральные власти на фоне чрезвычайных событий в экономике порадовали граждан обещанием не повышать тарифы в июле 2023 года. Ежегодную индексацию решили провести досрочно — с 1 декабря 2022 года. Таким образом, в нынешнем году тарифы поднимаются дважды. При этом нельзя с твёрдой уверенностью сказать, что намерение властей избежать роста тарифов в следующем году удастся воплотить в жизнь.

Тем отрадней должно звучать, что в Новосибирской области тариф хоть на что-нибудь с 1 декабря снизится, в то время как прочие услуги ЖКХ подорожают. Подешевеет услуга по вывозу мусора — сразу аж на 14%. Фактически это 79 рублей вместо 91 с человека. В платёжке разницу вряд ли кто заметит. Но психологически цифра 14% звучит весомо. Особенно если учесть, что снижение тарифа произошло по результатам проверки, которую прокуратура Новосибирской области провела в «Экологии-Новосибирск» ещё весной. Ревизия обнаружила необоснованные расходы на транспортировку мусора — отсюда снижение.

Без пояснений ситуация выглядит довольно скандально. Транспортировка — базовая статья затрат регоператора по обращению с ТКО. Вокруг размера тарифа последние два года шли жаркие споры как раз в связи с тем, что, по данным «Экологии-Новосибирск», недофинансирование привело к крупным долгам перед компаниями-перевозчиками. Часть кредиторов «Экологии-Новосибирск» из-за этого ушла в банкротство. Год назад процедура наблюдения была введена и у регоператора.

Прошлогодняя декабрьская индексация тарифа регоператора не устроила. Об этом стало известно в мае из интервью экс-гендиректора «Экологии-Новосибирск» Ларисы Анисимовой «Континенту Сибирь». «Мы обратились в прокуратуру Новосибирской области откуда наше обращение направили в ФАС. Мы пытаемся получить то, что положено по закону: резкое снижение тарифа в 2020 году с 93 рублей до 59 рублей, неучтённые затраты на протяжении трёх лет. Единственный выход — доказать необходимость пересмотра тарифа надзорным органам, в том числе в суде», — сообщила Анисимова.

В том же интервью она отметила пользу процедуры внешнего наблюдения: «Мы получили возможность рассчитываться в текущем режиме по всем обязательствам. Сегодня долги заморожены, а средства, которые собираем, отдаём контрагентам. При этом собираемость у нас уже хорошая: нарастающим итогом – 87%, а в текущем году – 95%. У нас в планах выйти из процедуры наблюдения, и арбитражный управляющий подтвердил, что это вполне реально». Вышло иначе — в начале октября большинство голосов на собрании кредиторов было отдано в пользу введения внешнего управления и, соответственно, против плана руководства «Экологии-Новосибирск» по урегулированию долгов. Анисимова лишилась должности.

Последние два месяца вокруг регоператора события развиваются в стилистике «дым и зеркала». Внешний управляющий Ирина Курочка провозгласила виной всем финансовым проблемам «Экологии-Новосибирск» якобы невыгодные контракты с компанией «ЭкоТранс-Н», выполняющим порядка 70% объёмов услуг по вывозу мусора в регионе. «Эко-Транс-Н», в свою очередь, добивается в суде включения в реестр требований 312 млн рублей и отмены назначения Курочки. Некая московская компания «Эволюция — Управление активами» предлагает выкупить долги «Экологии-Новосибирск». Понятно, что выкуп долгов может быть в интересах крупнейшего акционера регоператора — группы «ВИС». Однако и «ВИС», и «Эволюция» отрицают взаимную связь. А Курочка считает затею с выкупом долга несостоятельной.

В общественно-политическом контексте вокруг «Экологии-Новосибирск» царят тишь да благодать, столь редкие для этой компании. Партнёры компании в недоумении ждут, соберётся ли «ВИС» вернуть контроль над новосибирской «дочкой». Конкуренты, затаив дыхание, ждут, когда смена регоператора станет необратимым сценарием. Власти молчат, поскольку население получает услугу стабильно. Не в последнюю очередь благодаря техническому и кадровому усилению «ЭкоТранс-Н», проведённому нынешним летом. Но будет ли востребован этот ресурс в случае смены регоператора — неизвестно. Повторимся, что в этом бизнесе транспортировка основная статья расходов. Новый игрок неизбежно будет укреплять позиции за счёт своих подрядчиков.

Снижение тарифа сейчас — ход интересный. Меньше выручки — меньше средств на расчёты с кредиторами. Значит, меньше шансов на выход «Экологии-Новосибирск» из-под внешнего управления без посторонней помощи. Значит, больше шансов на скорую смену регоператора? Однако новому игроку в качестве приза достанется заниженный тариф. Горечь такой победы может обнулить экономический смысл. Конечно, решение департамента по тарифам о снижении на 14% не истина в последней инстанции. Можно судиться, можно жаловаться в вышестоящую прокуратуру, в ФАС. Но сейчас никто не готов вставать из окопа. Битва за контроль над мусорным рынком продолжается под ковром.

Другие новости