Зоны вокруг Гвардейского прояснили для застройщиков

Росгвардия внесла ясность в границы приаэродромной территории аэродрома Гвардейский. Теперь у застройщиков снизится риск неприятных сюрпризов, но экспертам ещё придётся внимательно поразбираться в карте, охватывающей 13 муниципалитетов в 5 районах.

Территория бывшего аэропорта Северный на границе Заельцовского и Калининского районов вместе с прилегающим микрорайоном Аэропорт, стараниями девелоперов приобретает известность как «новый центр» Новосибирска. До того, чтобы эта локация стала альтернативной точкой массового притяжения ещё далеко (и, слава Богу, поскольку ни транспортная, ни инженерная, ни социальная инфраструктуры к этому ещё не готовы). Но застройщики один за другим уже подступаются к освоению перспективной территории. И уже две компании столкнулись с «чёрным лебедем» в лице интересов Росгвардии, способной поставить под вопрос реализацию инвестпроектов, даже если они уже на полном ходу.

На территории Северного расположен аэродром Гвардейский, где базируются вертолёты Росгвардии. Это соседство не просто осложняло развитие прилегающей территории — оно вносило фактор непредсказуемости. Так, например, в 2020 году Росгвардия добивалась в суде признания незаконным строительства ЖК «Аэропорт», возведённом компанией «ВИРА-Строй» рядом с глиссадой вертолётов. Юристы силового ведомства посчитали, что жилой комплекс возведён без необходимых согласований и с недопустимой этажностью, ставящей под сомнение безопасность, как экипажей, так и жителей «Аэропорта». Кроме того, в материалах дела говорилось о превышении допустимого для жилых помещений уровня шума от вертолётов возле глиссады.

Росгвардия потребовала запретить мэрии Новосибирска вводить ЖК в эксплуатацию. Процесс в суде стартовал летом, когда «Аэропорт» был уже на сдаче. Губернатор Андрей Травников попросил руководство силовой структуры пойти навстречу и найти решение, чтобы избежать массовых проблем с дольщиками. В Росгвардии согласились скорректировать глиссаду.

Вскоре после этого рядом с глиссадой стартовало строительство ЖК «Авиатор» компании «Брусника». Остановить новую стройку, начатую без согласования с администрацией аэродрома, взялась прокуратура. В обеспечение иска ведомства Заельцовский районный суд запретил работы на площадке. Однако «Брусника» успела открыть продажи квартир в будущем ЖК. Позже это сыграло свою роль в процессе. Первая и вторая инстанции отказали прокуратуре в иске. В релизе по итогам апелляционной инстанции девелопер сообщил: «Одним из самых важных аргументов в пользу отклонения иска стали 297 договоров на покупку квартир, кладовых и парковочных мест. Дольщики, заключившие их, могли стать заложниками ситуации. А на противоположной стороне был интерес неопределённого круга лиц».

Наличие дольщиков стало не единственным аргументом в пользу продолжения строительства. Мэрия и девелопер, выступив единым фронтом, указывали на отсутствие необходимости согласования стройки с Росгвардией ввиду отсутствия утверждённых границ санитарно-защитной зоны Гвардейского. Кроме того, ответчики убеждали суд, что вопрос о переносе аэродрома уже решается областными и городскими властями, и через некоторое время спустя проблемы не будет.

В кассационной инстанции прокуратура добилась отмены решения и возвращения дела на новый круг. Изучив аргументы сторон, суд счёл решения нижестоящих инстанций незаконными из-за противоречия Воздушному кодексу РФ, однозначно указывающему на необходимость согласовывать строительство возле аэродрома с его администрацией. К концу 2021 года надзорное ведомство решило отказаться от иска.

Аэродром Гвардейский — довольно маленький объект, но в приаэродромную территорию могла попасть чуть ли не половина правобережья Новосибирска. Ввиду отсутствия чётких границ зон с регламентом, где что можно строить, девелоперы и муниципалитет были вынуждены договариваться наугад, рискуя получить претензии по аналогии с «ВИРА-Строй» и «Брусникой».

7 октября областной Минстрой опубликовал приказ врио директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Виктора Стригунова об установлении приаэродромной территории Гвардейского. «Сегодня снижение ограничений и упрощение процедур в сфере строительства – одна из основных задач, мы идём навстречу строителям, сокращая сроки оформления документов и снимая ограничения по ряду направлений. Достигнутые договоренности с руководством Росгвардии и решение вопроса с аэродромом Гвардейский — хороший тому пример, это очень важное событие, к которому мы шли почти три года», — комментирует ситуацию и.о. министра строительства Алексей Колмаков, не уточняя, почему чиновникам для решения вопроса понадобилось столько много времени, учитывая, что проблема релокации Гвардейского до сих пор не решена.

Как бы то ни было, с момента внесения обновлений в ЕГРН девелоперам не нужно заморачиваться согласованиями с администрацией аэродрома. Но целесообразно внимательно изучить приложение к приказу генерал-полковника Стригунова. Приаэрдромная территория поделена на семь подзон, уходящих далеко за городскую черту областного центра. Кроме Новосибирска, ПАТ охватывает территории 12 сельсоветов. В Новосибирском, Мошковском, Колыванском, Коченёвском и Искитимском районах. Перечень координат подзон занимает почти 160 листов. Чтобы не просыпаться в холодном поту от претензий прокуратуры или Росгвардии насчёт уже строящегося (или ремонтируемого) объекта, нужно чётко понимать прописанные ограничения.

Другие новости