Сброс отходов унёс директора «Кудряшовского» под арест

Уголовное дело против гендиректора Кудряшовского свинокомплекса, входящего в группу «Сибагро», иллюстрирует резкий рост уровня экологических рисков для предпринимателей. За первым опытом могут последовать новые скандальные истории.

Кудряшовский свинокомплекс — одно из ключевых предприятий в новосибирской агропромышленной сфере: как налогоплательщик, и как работодатель, и как производитель, обеспечивающий прилавки продуктовых магазинов. Потребности региона в свинине свинокомплекс обеспечивает полностью, остаётся ещё на экспансию к соседям. Этой весной свиокомплекс стал владельцем одного из крупнейших в области земельных банков, нарастив посевные площади на 20% до 90 тысяч га. Войдя в число местных лидеров по производству зерна, «дочка» «Сибагро» планировала и далее наращивать объём пашни. Теперь эти планы придётся воплощать без гендиректора Владимира Гавриленко, получившего обвинения сразу по трём природоохранным статьям Уголовного кодекса.

В Новосибирске свинокомплекс много лет на слуху из-за вони, периодически накрывающей мегаполис. То и дело проводятся разные исследования по определению источника миазмов. Есть и такие данные, согласно которым свинокомплекс тут совершенно ни при чём. Народная молва безапелляционно ставит подобные изыскания под сомнение, сетуя на неспособность властей и надзорных органов разобраться с проблемой. Однако заголовки в СМИ про уголовные дела из-за экологических нарушений на Кудряшовском всё-таки связаны не с вонью.

Следственный комитет РФ возбудил дела по статьям 250 («Загрязнение поверхностных вод»), 254 («Загрязнение земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности») и 261 («Уничтожение, повреждение лесных насаждений в результате загрязнения, иного негативного воздействия»). В мае нынешнего года общественники и экологи били тревогу по поводу гибели рыбы в реке Амба в Колыванском районе. Подозревали что виной всему сброс животноводческих отходов. На тот момент руководство Кудряшовского, казалось, вышло сухим из воды. В действительности же из одного уголовного дела выросли три. Но до предъявления обвинения первому фигуранту прошло много времени, что неудивительно. Удивляет, что история всё-таки дошла до задержания топ-менеджера: практики по подобным делам очень мало из-за сложной специфики.

История насчёт Амбы развивалась так. 5 мая сотрудники областного Минприроды и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по СФО», обследовав реку, установили факт попадания сточных вод с характерным запахом навоза. Источником предположительно была определена производственная площадка свинокомплекса. Исследования показали превышение концентрации загрязняющих веществ. 20 мая Новосибирский межрайонный прокурор Дмитрий Цуканов направил материалы проверки в СК для принятия решения о возбуждении дела. 21 мая дело по статье 250 часть 1 было возбуждено.

8 июля было возбуждено дело по факту загрязнения почв, причиной которого стал сброс тех самых сточных вод с «Кудряшовского», впоследствии попавших в Амбу. Росприроднадзор совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» взяли пробы. Причинённый ущерб оценили в размере не менее 20,6 млн рублей. 19 сентября было возбуждено третье дело — по факту ущерба лесному фонду на сумму более 3 млн рублей из-за промышленных выбросов с Кудряшовского.

Отметим, что оперативно-розыскными мероприятиями в рамках расследования занимаются сотрудники ФСБ. Все три дела возбуждены в отношении неустановленных лиц из числа должностных лиц АО «Кудряшовское». В чём именно обвиняют Гавриленко пока непонятно, но, судя по заявленным статьям УК, топ-менеджеру может грозить до 10 лет лишения свободы. Следствие ходатайствовало о заключении гендиректора предприятия в СИЗО, и суд пошёл навстречу.

В том числе, в качестве причины выбора самой жёсткой меры пресечения судья назвала неустановленность свидетелей. Подразумевается, что из-за этого будет сложней определить, оказывает Гавриленко на них давление, или нет. Хотя на самом деле непонятно, как можно оказывать давление при домашнем аресте при наличии достаточного технического контроля за его соблюдением.

О весе свинокомплекса в новосибирском АПК в начале статьи мы напомнили, чтобы подчеркнуть неординарность ситуации. Поводом для уголовной истории, способной поставить под сомнение работоспособность стратегически важного для региона предприятия, стало не убийство, не коррупция и даже не мошенничество, а букет из редко применяемых природоохранных стаей УК. Значит, разговоры о более пристальном внимании к экологии со стороны силовых ведомств, звучавшие после аварии на «Норильском никеле», были не пустым звуком? Надо ли в этой связи готовиться к криминальному повороту сюжета другим новосибирским бизнесменам и руководителям предприятий, получивших претензии в связи с ущербом для экологии?

В августе председатель СК РФ Александр Бастрыкин потребовал от новосибирских следователей возбудить дело по поводу ущерба для экологии из-за свалки отходов Новосибирского картонно-бумажного комбината, подконтрольного бизнесмену Игорю Диденко и его супруге Ирине, вице-спикеру Законодательного собрания Новосибирской области. В октябре региональное управление Росприроднадзора сообщило о результатах проверки, согласно которой ущерб почве нанесен именно в результате деятельности НКБК. Ситуация на «Кудряшовском» подсказывает, каким может быть развитие событий.

Похожий кейс связан с экологическими проблемами микрорайонов «Пригородный простор» и Пригородный простор 2», о которых ЦДЖ рассказывал в сентябре. Как выяснилось, под расположенным по соседству участком бывшей ТЭЦ-6, ныне принадлежащем компании «Инженерные сети трейд», проходят стоковые воды от микрорайонов. Они впадают в озеро Безымянное, не включённое в реестр водных объектов Новосибирской области. По поводу слива соседских отходов «Инженерные сети трейд» подали жалобу в Росприроднадзор, назначена проверка. Поскольку на слив отходов нет согласований, а очистка стоков, впадающих в озеро, отсутствует, девелоперу «Просторов» нужно готовиться к серьёзным претензиям.

Другие новости