Клюквенный насытит аппетиты девелоперов

В горсовете обсудили перспективы развития будущего микрорайона Клюквенный — первой территории Новосибирска, осваиваемой на основе мастер-планирования. Главная особенность проекта в синхронизации строительства жилья и инфраструктуры.

Обустройство инфраструктуры Клюквенного — один из проектов, который правительство Новосибирской области осуществляет на инфраструктурные кредиты. Как известно, условием получения льготных средств является обязательство преумножения налоговых сборов. Подходы к строительству нового микрорайона ставят целью привлечение средств на решение проблем новосибирских обманутых дольщиков, а также на возведение социальных объектов в микрорайоне.

Кейс Клюквенного уже несколько месяцев на слуху у чиновников и политиков. Одна из главных тому причин — фундаментально проработанный мастер-план развития микрорайона, который по инициативе правительства разработала команда экспертов под руководством депутата Законодательного собрания Ильи Полякова. В июле мастер-план был утверждён Советом по развитию новосибирской агломерации. В сентябре проект получил серебряный диплом на Сибирском строительном форуме. 12 сентября проект обсудили на специальном заседании комиссии по градостроительству Совета депутатов Новосибирска с участием руководителей профильных департаментов мэрии.

Суть мастер-планирования — синхронизация решений в сфере жилищного и инфраструктурного строительства. Площадь территории, которую правительство передаёт под Клюквенный, 207 га, расположенных на окраине Калининского района. Не комплексное освоение территории посредством «покусочной» продажи земли под разрозненные строительные проекты привело бы к стандартному сценарию главной градостроительной проблемы столицы Сибири — отставанию необходимых инфраструктурных решений от темпов ввода жилья. Для северной части Новосибирска это стало бы преумножением существующих сложностей, прежде всего, в транспортной и социальной сферах.

Мастер-план Клюквенного предусматривает, что под жильё разной этажности будет отведено меньше половины территории — 97 га. Остальное — под места общего пользования, в том числе, зелёные зоны. Последним в проекте уделено особое внимание, чтобы сохранить природный рельеф территории. В микрорайоне появятся три школы, пять детсадов, поликлиника и станция скорой помощи. Точкой притяжения для всей северной части агломерации может стать образовательный кластер, под который зарезервирована земля в Клюквенном.

Транспортное сообщение с новым микрорайоном предполагается через продление улиц Богдана Хмельницкого и Красных зорь. В северной части микрорайона возле торгового центра «Нордмолл» планируется построить транспортно-пересадочный узел с железнодорожной платформой: в ближней перспективе здесь появится новая конечная «Городской электрички», а дальше предполагается строительство трамвайной линии до улицы Краузе.

Оператором проекта выступает подконтрольное правительству «Агентство развития жилищного строительства». Гендиректор АРЖС Ашот Рафаелян сообщил городским депутатам, что проект уже вошёл в стадию реализации — подписаны договоры о техприсоединении с СГК, РЭС, «Горводоканалом», дорабатываются критерии реализации участков под застройку. Очень любопытно, каким получатся условия, поскольку подобных предложений застройщики ещё не получали. В Клюквенном им предоставят землю без всяких обременений. Сетями, транспортом, социалкой будет заниматься АРЖС. Можно предположить, что стоимость гектара будет зависеть от выбранной зоны этажности.

К слову, прописанные в мастер-плане параметры плотности застройки и этажности, по словам вице-мэра Алексея Кондратьева, будут зафиксированы в генплане, правилах землепользования и застройки, и проекте планировки территории. Заниматься отсебятиной в данном случае у девелоперов не получится. Это важное отличие Клюквенного, роднящее микрорайон с Академгородком и Кольцово: застройка будет идти в рамках чётко определённых параметров мастер-плана, чтобы микрорайон развивался как единый комплекс.

Количество застройщиков, допущенных к освоению территории, вызвало особый интерес депутатов. Проект предполагает строительство 1 млн квадратных метров жилья. По мнению Рафаеляна, ни один новосибирский девелопер не осилил бы такой объём. Гендиректор АРЖС предположил, что в Клюквенный могут прийти десятки застройщиков на основании прозрачных конкурсных процедур. До конца года АРЖС рассчитывает получить территорию Клюквенного в аренду, а дальше продавать права субаренды. Из вырученных средств 500 млн рублей планируется потратить на решение проблем дольщиков. Средства, полученные сверх того, пойдут на объекты социальной инфраструктуры в микрорайоне.

Много вопросов на обсуждении было про транспортные решения. Руководитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Константин Васильев сообщил, что уже идёт проектирование продления улицы Богдана Хмельницкого, запущены изыскания по другим направлениям, прорабатывается возможность выкупа участков. Депутаты заинтересовались перспективами решения транспортных проблем на сопредельных территориях. Напомнили про планы продления Красного проспекта, про полноценный запуск улицы Колонды. Внятных комментариев у чиновников не нашлось — у других территорий Новосибирска нет мастер-планов, в которых можно было бы найти нужные ответы. Впрочем, Кондратьев пообещал использовать инструменты, опробованные на планировании Клюквенного, в работе над концепциями развития.

Другие новости