«Дорожную пятилетку» города выхолостил Минтранс

Мэрия Новосибирска получила поддержку беспрецедентного 5-летнего плана ремонта дорог со стороны областных и федеральных органов. Ложка дёгтя в том, что сумма на ремонт сократилась в 3 раза, и заявленных целей при таком секвестре не достичь.

Идею перейти с однолетнего планирования в дорожной сфере к пятилетке мэр Анатолий Локоть впервые публично представил на сессии Совета депутатов Новосибирска 28 сентября. Как о свершившемся факте, депутаты узнали, что уже сформирована программа работ на 2023–2027 годы. План включает ремонт 351 объекта. Это 540 километров городских улиц. Программу разработали без ограничений в лимитах финансирования. Во главу угла был поставлен комплексный подход. То есть, отталкивались не от того, сколько есть, а от того, сколько нужно. По словам Локтя, на реализацию плана за 5 лет понадобилось 20,5 млрд рублей.

Целью программы градоначальник провозгласил приведение к нормативу магистральных и районных дорог сибирской столицы. «Я обращаюсь к депутатскому корпусу и предлагаю обсудить этот план на профильной комиссии, обсудить его с коллегами в заксобрании и Минтрансе региона, чтобы добиться одной позиции. При объединении усилий план ремонта дорог будет реализован, и мы будем приводить в нормативное состояние дороги города Новосибирска», — заявил Локоть на сессии. Мэр апеллировал к областным властям, поскольку без поддержки региона реализация плана невозможна. У города априори не хватило бы на это денег. Правительство и заксобрание каждый год добавляют Новосибирску средств на дороги. Обычно это происходит в разгар ремонтного сезона, поэтому мэрии сложно успевать с качественным освоением. Городское руководство уже не раз инициировало вопрос о более раннем планировании дополнительных поступлений из вышестоящего бюджета. Но это же внеплановые средства, как их спланируешь? Да и в политическом смысле областным властям удобнее держать вопрос подвешенным и решать его из собственных интересов в моменте — то ли дать денег городу, то ли нет. Согласование 5-летнего плана в редакции Локтя поставило бы перед правительством и заксобранием вопрос о более жёстких обязательствах.

Тем не менее, 18 октября комитет по транспортной политике ЗС согласовал 5-летний план мэрии без больших дискуссий. Почему — стало ясно на следующий день в ходе заседания комиссии по городскому хозяйству горсовета. За прошедшее после сессии время депутаты подготовили массу дополнений к программе, кто-то просил сдвинуть поближе сроки по запланированным объектам, кто-то — добавить новые, кто-то добивался и того, и другого. На комиссии 18 октября вице-мэр по городскому хозяйству Олег Клемешов, комментируя ситуацию вокруг плана «дорожной пятилетки», огорошил народных избранников новостью, что практически все их ходатайства идут мимо кассы.

Начав издалека, Клемешов пояснил, что многие предложения связаны со второстепенными дорогами, частным сектором и тротуарами, а в программе речь только про включённые в реестр дороги, на которые можно привлечь федеральное финансирование. А с деньгами история получается неудовлетворительная. Вместо запрошенных 20,5 млрд рублей областной Минтранс согласовал городу 17,8. Казалось бы, секвестр терпимый. Но Клемешов уточнил, что в эту сумму входят ассигнования на ремонт мостовых переходов. А на один лишь Октябрьский мост понадобится 2,2 миллиарда. Непосредственно на ремонт дорог остаётся лишь по 1,5 млрд рублей вместо запланированных 4,1 млрд ежегодно. То есть, 7,5 млрд на всю пятилетку. Таким образом, констатировал вице-мэр, задачу по приведению дорог областного центра к нормативу за 5 лет решить не получится.

Вместо того, чтобы дополнять предложенную программу новыми объектами, комиссия оказалась пред лицом необходимости её сокращения. На вопрос депутата Натальи Пинус, чем будет руководствоваться мэрия при выборе объектов для ремонта в рамках программы, Клемешов назвал искусство договорённостей с разными ветвями и органами власти. Вице-мэр подчеркнул, что программа предусматривает возможности дополнительного финансирования. Его поддержал присутствовавший председатель комитета по транспорту ЗС Валерий Ильенко, подтвердивший, что заксобрание готово участвовать в поиске дополнительных возможностей. Но суть ситуации в том, что зафиксировать масштабную программу дорожного ремонта в 5-летней перспективе оказалось невозможно.

Обмен репликами на комиссии показал, что снизить напряжённость вокруг 5-летнего плана могла бы договорённость между чиновниками и депутатами об однозначных критериях, обуславливающих выбор объектов для финансирования. Клемешов настроен ориентироваться на некую социально-экономическую значимость дорог и их фактическое состояние, но это не вполне счётные показатели. Счётной является интенсивность движения, но при сопоставимых показателях разных улиц должны быть и другие критерии. Их поиск и утверждение — залог снижения претензий к программе в горсовете, которые будут возникать при каждом обсуждении вопроса.

В политическом плане Локоть может добавить в свой актив относительно беспроблемное согласование 5-летнего плана на областном уровне и в горсовете. Но замах был на рубль, а удар вышел гораздо дешевле. Ориентируясь на согласованные параметры пятилетки, городским властям придётся точно также суетиться в поиске дополнительных средств на дороги, как и при однолетнем планировании. Перспективы привести хотя бы магистрали и районные дороги к нормативу остаются мечтой.

Другие новости