Дело вице-мэра Скатова получило отсрочку из-за мобилизации

Федеральная повестка отодвинула на второй план внутренние политические проблемы регионов. Запрос Москвы на консолидацию местных элит из-за обстановки на фронте может приморозить локальные конфликты, но вряд ли обнулит их последствия.

Мобилизация выдвинула на первый план совершенно новые, неведомые ранее проблемы. В этом контексте многие сложности жизни предыдущего периода померкли либо вовсе утратили актуальность. Подзабылось, в том числе, уголовное дело против вице-мэра Новосибирска Артёма Скатова, всего лишь три месяца назад казавшееся беспрецедентным скандалом. Заместитель Анатолия Локтя по политическим вопросам с августа пребывает в статусе обвиняемого в клевете. Что не мешает чиновнику ходить на работу, участвовать в публичных мероприятиях, затевать новые проекты. В сентябре Скатов вместе с Локтем презентовал в Москве программу «Новогодняя столица России» на Международном форуме-выставке «ОТДЫХ Leisure 2022». В Новосибирске вице-мэр возглавил вновь созданный координационный совет по цифровому развитию для развития сервисов «Умного города».

А после стартовала мобилизация, потребовавшая от властей на местах усиленной консолидации перед новыми внешними вызовами. Весной после начала военной спецоперации на Украине региональные власти получили внятную установку из столицы: свести на нет все внутренние конфликты под угрозой репрессий для зачинщиков. Сейчас идёт новая волна принуждения региональных элит к миру.

Дело против Скатова пытались представить последствием внутриэлитного конфликта. Заявителем выступал депутат Государственной Думы от «Единой России» Дмитрий Савельев. Он обратился в правоохранительные органы в связи с клеветнической, на его взгляд, публикацией в телеграмм-канале «Государь». Считается, что текст появился после того, как обострились отношения между Савельевым и Локтем. В любом случае, в заявлении депутата никаких персоналий в качестве подозреваемых нет. На Скатова следствие вышло самостоятельно.

Показательные обыски дома и на работе у вице-мэра, когда он был ещё в статусе свидетеля, стали в июле однозначно читаемым сигналом о скором завершении карьеры молодого чиновника-коммуниста. Гвоздем в ту же крышку выглядел и августовский перевод в статус обвиняемого. Тем не менее, до мобилизации развития событий по уголовной линии не последовало. А теперь, кажется, будто и совсем не время дополнительно расшатывать ситуацию, скандализируя обстановку вокруг мэрии города-миллионника.

Мэр всё это время воздерживался от активной поддержки своего заместителя, попавшего под следствие. Но в пассивной поддержке не отказал. Именно благодаря готовности Локтя держать мину, будто бы ничего особенного не происходит, Скатов смог придерживаться аналогичной тактики — как ни в чём не бывало, ходить на работу, ставить задачи подчинённым, объясняться с депутатами, делая вид, что никто не видит в нём «хромую утку». Оказалась ли эта тактика выигрышной? Можно ли считать, что Скатов пересидел риски эскалации претензий силовиков?

Нельзя не вспомнить, что и на старуху бывает проруха, читая новости о прекращении уголовного преследования ректора РАНХиГС Владимира Мау. Известного государственного деятеля задержали по обвинению в причастности к громким преступлениям, связанным с мошенничеством с государственными деньгами. Прочие фигуранты давно сидят под жёсткими мерами пресечения. Помещение Мау под домашний арест выглядело поблажкой известному учёному, тесно работавшему с правительством и администрацией президента. Сам по себе факт задержания такого тяжеловеса говорил, что у следствия должны быть просто убойные аргументы. Теперь же выясняется, что это был пшик или блеф. Прокуратура обязана извиниться перед Мау за незаконное преследование, учёные имеет право подать на компенсацию ущерба.

Исходя из теории вероятности, дело против Скатова может закончиться аналогично. Однако практика по уголовным преследованиям четко показывает, что кейс Мау это исключение из правил. Обычно система додавливает запущенные процессы даже в откровенно сомнительных случаях, чтобы в итоге навязать компромисс в виде обвинительного приговора с условным наказанием. В случаях чиновников и политиков это так себе «ничья», потому что ставит крест на развитии карьеры. Что же касается навязываемого Москвой внутриэлитного перемирия, то оно вряд ли будет долговечным. Последнее — весеннее — не продержалось и пары месяцев.

Другие новости