Срок ввода Центрального моста в руках «ВИС»

С подачи областной КСП на ровном месте разгорелся скандал вокруг срока ввод в эксплуатацию Центрального моста с развязками. Ситуация отчасти созвучна переживаниям насчёт отставания в строительстве арены, но есть существенное отличие.

25 января комитет по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области обсудил отчёт Контрольно-счётной палаты об использовании бюджетных средств на объекты дорожной инфраструктуры в 2020 году и за текущий период 2021 года. Сенсацией стало заявление аудитора Валерия Алёхина о нарушении сроков строительства Центрального моста. По данным КСП, срок строительства четвёртого мостового перехода через Обь продлён на 284 дня — до 17 сентября 2023 года, а может продлиться и вовсе до 6 декабря 2023-го. Кроме того, аудитор заявил, что техническая готовность моста на момент проверки составила 35,5% при плановом значении на 31 декабря 2021-го не менее 55%.

Центральный мост — объект повышенной тревожности новосибирских политиков, СМИ и общественников. Долгие и скандальные обсуждения условий концессионного соглашения по строительству и эксплуатации объекта сделали его нарицательным примером сомнительности государственно-частного партнёрства. Тем не менее (или — вопреки всему) структуры группы «ВИС» вместе с Газпромбанком продолжают возведение моста, на сегодня являющегося самой дорогой инфраструктурной стройкой региона. Работы кипят, чтобы успеть с вводом к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023, который, как известно, фактически стартует в конце 2022 года. И тут вдруг КСП говорит об отставании.

Более того — в группе «ВИС» в ответ на срочно-обморочные запросы журналистов сообщили, что срок ввода моста действительно декабрь 2023, как записано в концессионном соглашении и дополнительных соглашениях к нему. Изначально по соглашению, подписанному в декабре 2017 года, на строительство отводилось 5 лет. То есть, предполагалось, что концессионер введёт мост не позже декабря 2022-го. Но непосредственно строительство началось лишь в апреле 2020-го. Подготовительный этап затянулся из-за разного рода препонов, начиная с выявления памятника археологии на месте бывшего населённого пункта Кривощёково в створе будущего моста на левом берегу. Из-за споров областных структур с подрядчиками затянулся «нулевой этап», включающий вынос коммуникаций. Всё это можно было рассматривать как «особые обстоятельства», дающие право сдвинуть срок сдачи вправо.

Концессионер долго бодрил общественность заверениями уложиться в заявленные с самого начала сроки. Но в 2020-м всё же зафиксировал влияние особых обстоятельств в дополнительных соглашениях, отложивших срок ввода. Поводом стало отставание заказчика от графика предоставления земельных участков под строительство. Основание более чем серьёзное. При строительстве Бугринского моста срывы сроков предоставления участков, допущенные мэрией, привели к серьёзным убыткам для генподрядчика — ОАО «Сибмост». Впоследствии компания пыталась взыскать эти средства с мэрии, но потерпела поражение в процессе. Вполне вероятно, именно эта история стала решающим обстоятельством в числе прочих, повлёкших банкротство «Сибмоста».

Насчёт процента технической готовности Центрального моста концессионер назвал свою версию. Текущее состояние «ВИС» оценивает в 43%, а уровень в 55% должен быть достигнут не позднее 1 апреля 2022-го. Вполне вероятно, что КСП ориентировалась на показатели в исходном концессионном соглашении, но повода для больших споров тут нет. Текущую готовность аудиторы оценивали на момент проверки в прошлом году, а сейчас «ВИС» оценила фактическое состояние на конец января. Разница в 7,5% может объясняться именно этим.

Но в любом случае в ответах «ВИС» пресса увидела признание концессионера в том, что ключевой объект городской транспортной инфраструктуры не будет сдан к МЧМ-2023. Учитывая давно нагнетаемые опасения по поводу успеваемости с ледовой ареной, это добавило негатива в повестку навстречу чемпионату. «Как же быть с обещанием ввести мост к концу 2022-го, данным вице-премьеру Хуснуллину?» — вопиют заголовки. Что ж, хорошо, что напомнили про визит вице-премьера.

По арене отступать действительно некуда. Не сдача к МЧМ-2023 будет означать невыполнение условий контракта с соответствующими правовыми и репутационными последствиями для генподрядчика. С мостом дело обстоит иначе.

В сентябре 2020 года заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин в ходе визита в Новосибирск вместе с губернатором Андреем Травниковым осмотрел строительство Центрального моста. В то время построено было мало. Тем не менее, чиновники уезжали довольными. «Мы посетили площадку строительства 4-го моста и договорились с подрядчиком о том, что при правильном перераспределении финансирования он сможет сдать мост почти на год раньше», — заявил Хуснуллин журналистам. «Наш партнёр – группа «ВИС» – взяла на себя повышенные обязательства по открытию движения по новой скоростной магистрали 4-го моста в декабре 2022 года. На это выделены 8 миллиардов рублей. Речь идёт не об увеличении стоимости объекта, а об ускорении финансирования», – прокомментировал Травников по итогам визита.

На тот момент уже было официально известно, что официальный срок ввода моста на законных основаниях сдвинулся на конец 2023 года. Топ-менеджеры «ВИС» пообещали завершить проект досрочно. Как с недавних пор принято говорить в Новосибирске — в режиме строительного подвига. С сентября 2020-го многое поменялось, в том числе и топ-менеджеры на стройке; осенью 2021-го сменилась часть подрядчиков. Но однозначных оснований утверждать, будто мост с развязками в левобережье не будет сдан к концу 2022-го, сегодня объективно нет.

В комментариях «ВИС» не отказывается от досрочного ввода, но напоминает о юридически зафиксированном сроке. Концессионер может расстараться, как было обещано Хуснуллину и Травникову, а может возиться до конца 2023-го на совершенно законных основаниях. Губернатор на пресс-конференции 27 января выразил уверенность, что мост введут в декабре. А вот срок ввода развязок на левом берегу пока под вопросом: глава областного минтранса Анатолий Костылевский ожидает их ввода лишь в 2023-м. На старте строительства объекта представители концессионера говорили о возможности ввести развязки даже раньше, чем мост, специально ради удобства гостей МЧМ.

Другие новости