Заксобрание торопит чиновников с решениями по мусорной реформе

Контрольно-счётная палата представила отчёт, согласно которому развитие системы оборота коммунальных отходов топчется на месте. Депутаты требуют от МинЖКХ и Минприроды «волевых шагов», вплоть до расторжения контракта с регоператором.

Для Законодательного собрания тема мусорной реформы одна из самых беспокойных: ни одна встреча жителей региона с депутатами не обходится без жалоб на ситуацию с мусором. Спикер регионального парламента Андрей Шимкив неоднократно выступал с жёсткой критикой ситуации. «Надо честно сказать: в деревне-то просто никакой реформы нет. И эта дурь — возить из района в район — представляете, что это такое. Сначала надо за 70 км привезти в районный центр, затем за 70-80 километров — в другой район. Уже на языке мозоли натерли про это говорить», — заявлял Шимкив на заседании комитета по строительству еще в сентябре 2019 года. Прошло два года, и те же проблемы обсуждаются там же.

Хотя уже почти 2,5 года работает региональный оператор по обращению с ТКО «Экология-Новосибирск», а отрасль курируют аж два министерства, не всегда получается разобраться, кто должен отвечать за порядок в этой сфере. В очередной раз вопросы об этом обострили 22 сентября на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заксобрания, где слушали отчёт КСП о проверке эффективности использования бюджетных средств на развитие системы обращения с ТКО в 2019-2020 годах и первой половине 2021-го.

Редкий пример, когда выводы аудитора сигналят скорей о проблеме с недостаточным выделением средств, чем об их неэффективном расходовании. Выводы КСП гласят, что финансирование госпрограммы по развитию системы обращения с отходами из года в год остаётся ниже планового уровня, да ещё и с тенденцией к сокращению. Денег на 6 из 9 мероприятий госпрограммы в 2019-2021 годах и вовсе не выделяли. При сохранении такого положения дел велики риски срыва мероприятий, предусмотренных террсхемой. За проверяемый период не удалось достроить ни один полигон. Не выведен из эксплуатации ни один ненормативный объект размещения ТКО. Ни один из действующих объектов не оснащен оборудованием для сортировки мусора.

Аудитор Валерий Алехин обратил внимание депутатов, что террсхема не содержит данных о количестве несанкционированных свалок по состоянию на 1 января 2021 года. Нет таких данных ни в МинЖКХ, ни в Минприроды. Тем не менее, КСП установила, что за охваченный проверкой период не была ликвидирована ни одна несанкционированная свалка из числа выявленных на 1 января 2019 года.

В части деятельности компании «Экология-Новосибирск» (входит в Группу «ВИС») у КСП тоже минорные выводы. Предусмотренное концессионным соглашением строительство двух мусоросортировочных комплексов в новосибирской агломерации не начато, судьба концессии неопределенна. Как регоператор, «Экология-Новосибирск» до сих пор не охватила услугой централизованного вывоза мусора все населенные пункты области.

В комментарии к отчету министр ЖКХ Денис Архипов заявил, что проблема с недофинансированием может решиться за счёт инфраструктурных кредитов от федерального бюджета. Насчёт работы регоператора Архипов напомнил летний всплеск жалоб на не вывоз мусора из центра Новосибирска. С 1 октября МинЖКХ начнёт проверку работы над ошибками. Архипов напомнил, что у правительства есть право расторгнуть контракт с регоператором из-за недостаточного качества услуги. Гендиректор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова подтвердила, что нарушения устраняются.

Депутат Дмитрий Козловский поинтересовался финансовой устойчивостью регоператора, учитывая проигрыши в судах по искам перевозчиков мусора на сотни миллионов рублей. Анисимова в ответ заявила, что ещё ни одно решение не вступило в силу. Отвечая на вопрос Козловского о сроках строительства мусоросортировочных заводов, она сообщила об изысканиях на участке в районе Жеребцово, где может разместиться правобережное предприятие. Вице-губернатор Сергей Семка уточнил, что перспектива концессии зависит, согласует ли антимонопольная служба новый текст соглашения. «Если ФАС согласовывает, то мусоросортировочный комплекс с полигонами появится в 2023 году. Если не согласовывает, то соглашение, скорее всего, будет расторгаться, и тогда объявят конкурс на новых условиях», — заявил чиновник.

Депутат Вадим Агеенко спросил, что мешает строить МСЗ на левом берегу в Верх-Туле, пока решается судьба правобережного участка. По словам Семки, в ВерхТуле участок не сформирован, да и инвестор не будет вкладываться при замороженном соглашении. По мнению Агеенко, нынешнее положение дел строительству МСЗ не препятствует. Депутат обратил внимание чиновников и директора регоператора на большое количество жалоб дачных общество на отказы в договорах на вывоз мусора. По данным Агеенко, дачникам навязывают тариф, как в многоквартирных домах. Анисимова объяснила это сложностями с организацией вывоза мусора в отсутствие контейнерных площадок.

Член комитета Никита Галитаров спросил чиновников, успеет ли регион построить новые мощности для хранения отходов, пока не заполнились действующие полигоны. Семка и Архипов заявили, что время ещё есть — как минимум, 2,5 года до заполнения Левобережного полигона. На самом деле это очень небольшой срок. Мусорной концессии уже 5 лет, а движения нет. Регоператор работает более 1,5 лет, а поток жалоб не сокращается.

Виды на перспективы полигонов напомнили о пробеле в сведениях о несанкционированных свалках. «Кто знает, сколько их всё-таки?», — спросил Галитаров. «Почему несанкционированные свалки не включены в террсхему?», — развил вопрос Агеенко. Из ответов чиновников стало ясно, что некоторое представление о количестве и географии свалок всё-таки есть, но нет понимания решения проблемы.

Чем больше вопросов задавали депутаты, тем непроглядней выглядели перспективы развития мусорной отрасли. «Реформа стоит. Страшного коллапса нет, но нет и движения», — резюмировал Агеенко. В завершении обсуждения вопроса первый вице-спикер ЗС Андрей Панферов заявил, что жителей области уже не столько тариф за вывоз мусора волнует, сколько сам вывоз — уже просто хочется, чтобы было чисто, и вывозили вовремя, иначе «люди уже готовы помойные вёдра ответственным чиновникам на головы надевать». «Два министерства этим занимаются. Но на каждом заседании мы слышим от регоператора и министерств одно и то же, а реальных действий нет. Давайте проявим волю и решим, расторгаем или нет, вывозим или нет», — потребовал первый вице-спикер ЗС, добавив, что проблема с вывозом жидких коммунальных отходов остаётся без решения с момента начала реформы. Панфёров предложил определиться с позицией до работы над бюджетом 2022 года. По словам первого вице-спикера, нужно усилить ответственность за оборот отходов не только министерств, но и администраций на местах. Для поиска решения и оценки ситуации на месте профильный комитет может провести выездное заседание в одном из районов области.

Другие новости