В создании ООПТ выявлены недоработки с общественностью

Вопрос о создании особо охраняемых природных территорий стал политическим дебютом для нового главы аграрного комитета заксобрания: Денис Субботин настоятельно попросил минприроды своевременно разбираться с претензиями общественности.

В Законодательном собрании Новосибирской области завершается перестановка председателей комитетов. Её спровоцировало досрочное сложение полномочий Александром Морозовым: из-за обвинения в мошенничестве он сдал мандат и освободил кресло главы комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Новым главой строительного комитета перед летними каникулами избрали Александра Терепу, который до того возглавлял комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.

Будучи управляющим областным отделением Пенсионного фонда, Терепа одинаково разбирается, что в сельском хозяйстве, что в строительстве. В нынешнем созыве заксобрания руководство решило перетасовать глав комитетов так, чтобы свести к минимуму конфликты интересов между личным бизнесом и общественным долгом. Таким путём логично было ждать избрания новым председателем комитета по аграрной политике сельскохозяйственного профана. Однако депутаты решили иначе: зампред комитета Денис Субботин получил повышение. В прошлом он руководил Половинновским элеватором.

Сейчас Субботин работает в заксобрании на освобождённой основе, за зарплату из бюджета. Заниматься коммерческой деятельностью ему запрещено. Однако, для примера, депутат Фёдор Николаев тоже давно формально ушёл из «Новосибирскавтодора», и, тем не менее, в новом созыве ему не дали повторно возглавить комитет по транспортной политике. А в аграрном комитете на безальтернативной основе и при поддержке руководства в лице первого вице-спикера Андрея Панфёрова и вице-спикера Валерия Ильенко председателем выбрали агрария.

Решение должна утвердить сессия ЗС, намеченная на 30 сентября. Но заседание комитета 14 сентября Субботин вёл уже, осваиваясь в новом статусе. Было интересно, какой стиль он выберет для политического позиционирования. Наиболее резонансным вопросом повестки заседания была информация о ходе мероприятий по созданию особо охраняемых природных территорий в Караканском и Заельцовском борах.

В начале года заксобрание скорректировало закон об ООПТ, поставив под вопрос практически любую хозяйственную деятельность на территориях, ещё только номинированных на особый охранный статус. Это коснулось интересов тысяч жителей и предпринимателей, собственность которых находится в границах ООПТ. Точней сказать, в предполагаемых границах — на заседании комитета министр природных ресурсов и экологии Андрей Даниленко обрисовал перспективы их уточнения.

Больше времени пришлось на обсуждение Караканского бора. Вопрос защиты этой территории обсуждается на разных уровнях власти много лет. Природный парк здесь взялись организовывать ещё до исправления закона об ООПТ. И, тем не менее, за несколько лет процесс ещё не завершён. По словам Даниленко, площадь парка составит 110 тысяч га. В границах парка выявлено 44 участка, находящихся в частной собственности. Чиновниками подготовлены предложения по ограничениям в функциональных и охранных зонах. Депутат Анатолий Журавлёв спросил министра: сделали ООПТ — а что дальше предполагается для жителей территории, для региона? Кто будет заниматься вопросами развития территории? По словам Даниленко, в первом квартале 2022 года для этого будет создано специальное юрлицо. А оно уже, видимо, будет определяться с планами и возможностями для развития.

Перспектива появления предприятия обеспокоила депутатов. «Юрлицо будет под контролем правительства или это будет самостоятельная структура?» — спросил Ильенко. Даниленко заявил, что запланировано создание подведомственного минприроды предприятия. Члены комитета заинтересовались, как министерство готовится презентовать этот вопрос публике. «Есть ли обратная связь с общественностью?», — спросил Субботин. Ильенко заострил вопрос, представив, какой крик поднимут общественники, заподозрив, что создаётся ОООшка для распродажи Каракана.

По словам министра, процедура согласования по ООПТ в Караканском бору шла целый год. Будто уже одно это должно было всех успокоить. Однако у чиновников свои представления об эффективности такого рода процедур. Беспокойства депутатов ответ не снял, что стало ясно при обсуждении ситуации с лесным парком, который создают в Заельцовском бору.

Ещё не очерчены точные границы будущей Заельцовской ООПТ и нет понимания ограничений на деятельность в разных зонах территории, но на самом старте процесса создания парка здесь уже запретили практически любую хозяйственную деятельность — например, строительство хоть сарая, хоть жилого дома. Какими ограничения будут, в конечном счёте — ещё не понимают даже сами чиновники. Даниленко сообщил, что подана заявка на проведение совещания по этому вопросу у первого вице-премьера Владимира Знаткова. Дата совещания не назначена.

Тем временем, подрядчик министерства — компания «Геосити» — продолжает определять границы будущего лесного парка. С весны предполагаемая площадь ООПТ уменьшилась уже почти вдвое, с 9 до 5 тысяч га за счёт исключения зон жилой застройки в границах Новосибирска, части обжитых территорий в Заельцовском бору и кладбищ. 14 декабря истечёт срок контракта с подрядчиком, и, по мнению Даниленко, к этому сроку границы будут определены окончательно. Возможно, их ждёт новое сокращение — первоначально, как видим, в лесной парк загребли почти всё, что можно, даже не относящееся к лесу.

На прямой вопрос Субботина, когда будет создан Заельцовский лесной парк, Даниленко ответил: в декабре или январе. Констатировав, что депутатам предложено ориентироваться на первый квартал 2022-го, новый глава комитета обратился к министру с эмоциональным спичем о необходимости в текущем режиме информировать общественность о процессе, чтобы люди знали, как и что будет происходить. «Дожидаемся, что наша несистемная оппозиция в последние секунды говорит: ничего не знаем!», — негодовал Субботин. Депутат напомнил, что у министерства есть сайт и пресс-служба для работы с общественностью. Тогда и у людей, и у депутатов к министерству вопросов будет меньше.

Подоплёка дискуссии понятна: хоть на комитете не прозвучало ни слова о судебном процессе, в котором общественники оспаривают изменения в закон об ООПТ, и депутаты, и чиновники, и приглашённые на заседание, конечно же, в курсе контекста. До обращения в суд 1000 жителей территории подписались под требованием избавить их участки от ограничений ООПТ. ЦДЖ рассказывал в августе, что первая инстанция частично удовлетворила иск, отменив запрет на уже ранее разрешённые строительные работы в предполагаемых границах территории. Звучит как нонсенс — границы не установлены, а вот запреты в этих границах установлены очень даже. Истцы решением недовольны, они будут добиваться в апелляции полной отмены изменений закона, который считают вполне рабочим без внесённых корректировок.

Для депутатов происходящее неприятно. Заксобрание презентовало изменение закона как заботу об экологии из лучших побуждений. Тем не менее, его исполнение вызвало протесты и жалобы в разные инстанции, включая суд и прокуратуру. Последняя, кстати, уже частично поддержала истцов. И Субботин между строк своего выступления настоятельно попросил Даниленко, чтобы министерство избежало эскалации общественного недовольства, способного спроецироваться на депутатов. Если допустить, что закон всё же сырой, то достичь цели можно лишь очень осторожными шагами, без новых попыток ущемить права тех, кто живёт и работает на территориях, нуждающихся, по мнению политиков, в особой охране. Атмосфера создания лесного парка зависит от того, смогут ли чиновники соблюсти интересы всех его «обитателей».

Другие новости