Прокуратура проигрывает наземный бой с «Авиатором»

Областной суд разрешил «Бруснике» строительство жилого комплекса возле городского аэропорта в расчёте на скорое перебазирование вертолётов Росгвардии. В действительности проблема опасного соседства ещё надолго останется риском для проектов девелоперов.

Территория бывшего городского аэропорта в створе улицы Аэропорт, вероятно, когда-то станет зоной перспективного роста Новосибирска. Здесь хватит места на целый микрорайон. Но никак не раньше, чем будет решён вопрос перебазирования расположенного там аэродрома «Гвардейский», где базируются вертолёты Национальной гвардии. А также решения ряда инфраструктурных вопросов в сфере транспорта: выезд в северной части Новосибирска уже сейчас весьма проблематичен из-за роста существующих микрорайонов. Новый крупный девелоперский проект без новых транспортных решений просто закупорит это направление.

Пока нет сдвига в глобальных вопросах, девелоперы двигают проекты поменьше, приближаясь как можно ближе к границам аэропорта с риском для инвесторов. В прошлом году строительная компания «ВИРА-Строй» и её дольщики хватили ужаса в момент, когда дело шло к выдаче ключей от квартир в жилом комплексе «Аэропорт»: Росгвардия пошла в суд доказывать незаконность строительства. Юристы силового ведомства посчитали, что ЖК возведён без необходимых согласований и с недопустимой этажностью, ставящей под сомнение безопасность, как экипажей, так и жителей «Аэропорта». Кроме того, в материалах дела говорилось о превышении в районе глиссады аэродрома уровня шума, допустимого для жилых помещений. Росгвардия потребовала запретить мэрии Новосибирска вводить ЖК в эксплуатацию.

Судьба инвестиций в квартиры была подвешенной несколько месяцев. Ситуацию спас губернатор Андрей Травников, нашедший политическое решение. Глава региона обратился к руководству Росгвардии с просьбой учесть социальный аспект судебного спора. Росгвардия отказалась от претензий по поводу «Аэропорта» — и тут же получила новый жилой проект вблизи глиссады. Компания «Брусника» затеяла возведение ЖК «Авиатор» на месте бывшего стадиона и прилегающей территории возле пересечения улицы Аэропорт и Мочищенского шоссе.

Оградив и расчистив к концу осени стройплощадку, застройщик открыл продажи квартир. Начать работы не удалось из-за иска прокуратуры, оспорившей выдачу мэрией разрешения на строительство. Войсковая часть Росгвардии 3733, к ведению которой относится аэродром «Гвардейский», вступила в процесс третьим лицом. Запрет на строительство «Авиатора» был введён в качестве обеспечительной меры.

Прокуратура добивалась отмены разрешения на строительство ввиду отсутствия согласования проекта с Росгвардией. Мэрия и девелопер указывали на отсутствие необходимости такового ввиду отсутствия утверждённых границ санитарно-защитной зоны «Гвардейского». Кроме того, ответчики убеждали суд, что вопрос о переносе аэродрома уже решается областными и городскими властями. Так что некоторое время спустя проблемы не будет. Заельцовский районный суд отказал прокуратуре, теперь эту позицию поддержал и областной суд.

Планы прокуратуры насчёт обжалования в кассационной инстанции пока неизвестны, но «Брусника» и мэрия празднуют. В релизе по итогам процесса девелопер подчеркнул: «Одним из самых важных аргументов в пользу отклонения иска стали 297 договоров на покупку квартир, кладовых и парковочных мест. Дольщики, заключившие их, могли стать заложниками ситуации. А на противоположной стороне был интерес неопределённого круга лиц».

Дольщики фактически стали и заложниками, и «живым щитом» для депевелоперского проекта, как и в прошлогоднем случае с ЖК «Аэропорт». Доводы о скором перебазировании «Гвардейского» пока безосновательны. Если бы решение этого вопроса было несложным, его нашли бы уже давно, учитывая интерес и городских властей, и девелоперов к освоению территории бывшего аэропорта. Непонятны ни цена вопроса, ни источник финансирования переноса. Формально представители Росгвардии участвуют в диалоге с местными властями, обсуждая виды на перебазирование. Но фактически дело стоит на мёртвой точке уже много лет и может остаться в той же позиции неопределённо долго.

При этом и у прокуратуры, и у Росгвардии есть основания для новых претензий к девелоперам, рискующим строиться вблизи военного аэродрома без согласования с его администрацией. Так будет продолжаться до определения границ защитной зоны — это более внятная перспектива, чем перенос аэродрома. Как показывает практика, предъявлять претензии и добиваться ограничительных мер, государственные структуры могут в неожиданные моменты и в отношении уже запущенных проектов, когда, казалось бы, уже поздно. Надо отдавать отчёт, что у федеральных ведомств своя логика, а местами даже свои календари.

Другие новости