С фильмом Петрова без водки не разберёшься

В фильме «Закатать в асфальт» можно найти подтверждения разных теорий, объясняющие интерес силовиков и федеральных СМИ к финансированию новосибирской дорожной сферы. Но остаётся непонятным, какая из них всё-таки верная.

Расследование Эдуарда Петрова, ставшего известным благодаря телепрограмме «Честный детектив», на выходных вышло в эфире государственного канала «Россия» и было опубликовано на «Ютьюбе». 42-минутный фильм рассказал про уголовные дела против замминистра транспорта и дорожного хозяйства Сергея Ставицкого и начальника Территориального управления автодорог Михаила Чуманова по фактам получения взяток. Историям, которые уже освещали местные СМИ, добавили эксклюзивных подробностей за счёт оперативных видеоматериалов и комментариев обвиняемых.

В начале программы автор напомнил, что виновность в преступлениях устанавливает лишь суд. То есть, считать арестованных чиновников взяточниками преждевременно. Но по традиции нарратив повествования Петрова в большей степени обвинительный. Наверное, поэтому «честный детектив» так хорошо сработался с правоохранительными структурами, которые формируют фигурантам дел образ преступников задолго до суда.

Фильма Петрова ждали с нетерпением, с того момента, как в апреле стало известно о работе федеральной съёмочной группы в Новосибирске. Внимание одной из главных «силовых» программ «России» к местным коррупционным историям дало повод ждать политических последствий для регионального дорожного комплекса. По факту же акценты в фильме выстроены так, что все сёстры-конспирологи получили по серьгам.

Сомневающиеся в виновности Ставицкого (в правительстве региона таких немало) убедились в отсутствии убойного компромата против замминистра: в фильме звучит лишь обвинение в незаконном использовании в качестве служебной машины «крузера», ранее принадлежащего чиновнику и проданному им.

Те, кто считает, что дела Чуманова и Ставицкого получат развитие, обнадёжились комментарием представителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ о том, что не исключено появление новых обвиняемых.

Ожидавшие федерального резонанса проблемного состояния дорог должны были остаться довольны видеорядом проезжей части Коммунального моста и других улиц Новосибирска (хотя это сфера ответственности мэра, а не арестованных чиновников областного уровня).

Сторонники теории, что в основе дел против руководителей дорожной отрасли лежит чьё-то стремление потеснить ОАО «Новосибирскавтодор», отметили, что название этой компании, фигурировавшей в первоначальном списке взяток Чуманова, в фильме не упоминается ни разу: чтобы не спугнуть. «Группа поддержки» «Новосибирскавтодора», напротив, теперь убеждена, что предъявить компании решительно нечего.

Многие связывали с выходом фильма судьбу министра транспорта Анатолия Костылевского. Что ж, вот он, в кадре, комплементарно комментирует послужной список Ставицкого. Теперь министра точно снимут — считают одни. Раз Костылевский поддерживает Ставицкого в таком контексте, значит, уверен в своих позициях — уверяют другие.

В действительности тут нельзя быть уверенным ни в чём. Оглянемся на опыт прошлых скандальных фильмов-расследований «России» про новосибирские дела. В начале 2010 года Петров снял здесь расследование «Неприкасаемые», посвящённое связям влиятельной семьи Солодкиных с ОПС Александра Трунова. На тот момент Солодкины уже были арестованы. После выхода фильма они лишились должностей в облправительстве и мэрии. Полгода спустя в регионе сменилась власть: друг Александра Солодкина Виктор Толоконский ушёл с поста губернатора на должность полпреда в СФО. Формально повышение, а фактически команда Толоконского тогда утратила влияние на местные дела.

Весной 2019 года «Россия» сделала большой сюжет программы «Вести. Дежурная часть» про бывшего начальника ГИБДД по Новосибирской области Сергея Штельмаха, якобы незаконно выдававшего пропуска-«непроверяшки» на машины неких новосибирцев. История в том, что Штельмаха уволили со службы осенью 2018-го с формулировкой за порочащий проступок. Полковник пошёл в суд оспаривать увольнение. В рамках процесса Штельмах прошёл проверку на полиграфе, и она установила наличие корыстных мотивов. В начале 2019-го СК возбудил против Штельмаха уголовное дело за превышение полномочий. Тут подоспел сюжет «Вестей», в котором на всю страну крупным планом показали те самые пропуска, на которых вместе с подписью Штельмаха были автографы начальника ГУ МВД по Новосибирской области Юрия Стерликова. В течение года после этого из управления друг за другом ушли в отставку три генерала — Николай Турбовец, Андрей Неупокоев и сам Стерликов.

У «силовых» телепрограмм «России» влияние мощней, чем у политических. Достаточно вспомнить расследование Аркадия Мамонтова «Золотой телец», которым осенью 2015 года федеральное руководство «Единой России» пыталось напугать новосибирских депутатов, взявших власть в заксобрании после очередных выборов. Никаких последствий в уголовной или кадровой плоскостях тот фильм не повлёк.

Тем не менее, увязывать глобальные перемены с упомянутыми выше «расследованиями» и ждать сейчас подобных тектонических потрясений — тоже одно из направлений конспирологии. Пока можно констатировать, что накануне выхода фильма Петрова Ставицкому продлили срок содержания под стражей ещё на три месяца. Если бы за день до показа уже проанонсированного «Россией» расследования суд перевёл бы чиновника под домашний арест, это был бы чрезвычайно смелый шаг для судьи. Который даже мог бы оказаться героем нового телевизионного «расследования».

Другие новости