Пыль, грязь и ямы — верные ориентиры для политиков

На руку критикам Анатолия Локтя блогер-урбанист Илья Варламов назвал Новосибирск лидером рейтинга грязных городов России. Депутаты разных партий требуют от мэрии порядка на улицах; у мэра и КПРФ мало шансов перехватить инициативу.

Накануне Первомая депутаты Законодательного собрания на внеочередном заседании транспортного комитета пытали вице-мэра по городскому хозяйству Олега Клемешова и начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Романа Дронова по вопросам содержания и ремонта дорог Новосибирска. Порка чиновников вышла показательной. Представители мэрии поставили вопросы о выделении дополнительного финансирования на покупку уборочной техники и ремонт дорог, и получили отказ — как минимум, до того момента, когда городская администрация представит план изменения структуры управления городским хозяйством.

Позицию областных депутатов можно было бы списать на предвыборную политизацию, но следом за разносом в заксобрании блогер Варламов, известный критическим настроем к новосибирскому благоустройству, опубликовал рейтинг 10 наигрязнейших городов России. Новосибирск по совокупности критериев оказался в лидерах. «Город-сугроб весной закономерно превратился в город-лужу, город-грязь. Посмотрите, какие прекрасные залежи покрытого пылью и тающего снега, — прокомментировал Варламов фотографии новосибирских реалий, сопровождающие рейтинг. — Когда это всё дотает, на месте этого сугроба появится грязная лужа, потом — засохшая грязь, затем эта грязь превратится в пыль и полетит в легкие новосибирцев — они, к сожалению, всем этим дышат. Николай Гоголь писал, что не всякая птица долетит до середины Днепра. Но и до середины новосибирской лужи добраться тоже смогут не все».

«В общем, друзья, если бы я был мэром Новосибирска, мне бы сейчас было очень стыдно», — резюмировал Варламов, которого сложно заподозрить в стремлении использовать критику новосибирских властей в предвыборных целях. А нового лидера местной парторганизации «Справедливой России» Александра Аксененко — очень даже можно. Не удовлетворившись выступлением на внеочередном транспортном комитете, Аксененко вышел на одиночный пикет на площади Ленина с плакатом «Мир. Труд. Пыль». «Когда май наступил и город не расцвёл, а задохнулся в пыли, то традиционный майский манифест сам собой напрашивается на такую майскую инверсию. Право трудящихся, право налогоплательщиков — жить в чистом и комфортном городе!», — написал Аксененко под собственным снимком в «инстаграме», выразив пожелание, чтоб в следующем году новосибирцы прошли на Первомай массовой демонстрацией по чистым улицам.

Приведут ли возмущения политиков и общественников к результатам, при которых через год что-то в содержании города изменится? Мэрия хотела бы получить от области больше денег на дороги, областные депутаты хотели бы видеть шаги, позволяющие рассчитывать на более эффективное использование этих денег. В обмене аргументами между строк видится вопрос об усилении полномочий вице-мэра по городскому хозяйству. Со времён образования мэрии Новосибирска блок хозяйственных вопросов курировал первый заместитель градоначальника. Поначалу такая структура сохранялась и при Локте, но Анатолий Евгеньевич, будучи руководителем нехозяйственным, низвёл вопросы хозяйственные до уровня обычного вице-мэра, чтоб не затенять собственную политическую деятельность. Собственно, сейчас мы наблюдаем последствия этого решения.

В этой связи надо отметить шансы на усиление веса Олега Клемешова, нынешнего «хозяйственного» вице-мэра. К слову, он единоросс, и по политической линии ему было бы проще взаимодействовать с однопартийцами на ключевых постах в правительстве и заксобрании. Но чтобы согласиться на увеличение полномочий заместителя Локтю придётся переступить через себя. Не факт, что он сможет обуздать ревность, пусть даже всё городское хозяйство ляжет на чашу весов.

Сугубо политическое решение конфликта пока не просматривается. Заявления Локтя и ряда депутатов-коммунистов о недофинансировании города и об изъятии в область части доходов от НДФЛ не производят эффекта ни на коллег во власти, ни на общественность. Напомним, что областная доля НДФЛ была увеличена после того, как регион забрал на свой кошт всё городское здравоохранение. И лучше не думать, что было бы на пиках пандемии в 2020-м, если б управление новосибирскими больницами делилось между областным министерством и горздравом.

Предложения мэра просить большего у федерации, как минимум, несвоевременны. Выступая единым фронтом с городскими властями, областные должны разделить ответственность за текущее состояние Новосибирска, а делать этого они не хотят. Да и с какой стати? У города есть свои власти, свой бюджет, свои полномочия. К слову об этом — в самой неудобной ситуации оказался горсовет. Полностью абстрагироваться от ответственности за работу команды Локтя депутатское большинство из единороссов и коммунистов не может, поскольку одобряет все значимые и требующие того шаги мэра. Но и игнорировать вызывающе грязную весну нельзя. Для городских единороссов момент особо сложен в связи с критикой в адрес мэрии со стороны областных коллег. Но у коммунистов ситуация ещё хуже, поскольку им приходится говорить о Локте или хорошо, или ничего.

Критики Локтя любят припоминать, как в бытность кандидатом в мэры Анатолий Евгеньевич пламенно обличал новосибирские ямы, грязь и пыль. О необходимости искоренения пыли, как явления на городских улицах, Локоть говорил и на первых порах работы градоначальником. Ирония судьбы в том, что новые соискатели кресла мэра тоже будут критиковать ямы, грязь и пыль. И для решения этих проблем от следующего мэра будут ждать более быстрых и эффективных решений, а возможны ли они в нынешних бюджетных реалиях — научного ответа нет.

Другие новости