Новосибирск приблизился к комплексной реновации

Заксобрание 27 мая в двух чтениях приняло закон о разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий. Новосибирская область может стать одним из первых регионов, взявших на вооружение новый механизм реновации.

24-25 мая в Новосибирске собрались представители федеральных ведомств и институтов, министерств строительства и компаний-застройщиков из разных регионов на конференцию о новом законодательстве в сфере комплексного развития территорий. Организаторами выступили правительство Новосибирской области, Национальное объединение застройщиков и ГК «Стрижи». Общероссийский интерес к мероприятию обусловлен желанием властей и строителей скорей начать пользоваться механизмами КРТ и непониманием, как практически это сделать.

В конце декабря был принят федеральный закон, изменивший Градостроительный кодекс в целях обеспечения комплексного развития территорий, которое даёт возможность расселять не только аварийное жильё с целью последующей реновации территории, но и ветхие, и многоквартирные, и индивидуальные дома, а также использовать для застройки землю, которую занимают гаражи и нежилые постройки. Причём для реализации проектов нужно договариваться уже не с каждым собственником каждого объекта, попадающего под снос, а с двумя третями от общего числа собственников. Механизм КРТ может существенно ускорить и масштабировать реновацию в регионах. Дело за немногим — сформировать методологию применения законодательных новшеств. Минстрой РФ передал полномочия в прописывании правил игры региональным властям. Субъекты опасаются сделать что-то не так. В итоге воз стоит на месте уже почти полгода.

Обменявшись мнениями, участники конференции сформулировали ряд предложений по совершенствованию законодательства, которые Минстрой РФ рассмотрит на совещании 4 июня. В первую очередь, предложено провести в каждом регионе обязательную инвентаризацию многоквартирного жилья старше 50 лет, чтобы прояснить реальный объём фактически аварийных домов, которые нужно расселять как можно скорей. Во-вторых, использовать мастер-планирование для устранения конфликтов между проектами КРТ и городскими генпланами. В-третьих, проработать процедуру выкупа недвижимости у собственников по справедливой цене. В-четвёртых, распространить возможности КРТ для реновации территорий, занятых частным сектором. Пятое — создать на федеральном уровне методику для продвижения КРТ в регионах.

У Новосибирской области хорошие шансы войти в число регионов, где механизм КРТ начнёт работать в первую очередь. В правительстве и заксобрании одинаково хорошо понимают спектр возможностей для масштабной реновации. Поэтому закон о разграничении полномочий решили принять сразу в двух чтениях и фактически в том виде, в котором его подготовил областной Минстрой. По словам заместителя председателя комитета по строительству заксобрания Ильи Полякова, дорабатывать закон будут уже в процессе исполнения. Сейчас главная задача — подзаконные акты, которые должны выработать и внедрить Минстрой, МинЖКХ и департамент имущества и земельных отношений, чтобы механизм начал работать. Министр строительства Иван Шмидт уверяет, что с подготовкой документов чиновники справятся к 1 июля.

Общими усилиями в Новосибирской области механизм КРТ может быть готов к запуску в работу к концу лета. Для региональной столицы это откроет возможности развиваться внутрь, а не вширь (тем более, что свободная земля для комплексной застройки в границах городской черты уже практически закончилась). Застройщики и власти получат рычаги для реновации территорий, застроенных ветхим жильём, занятых неактуальными промзонами или частным сектором. Вместе с рычагами можно рассчитывать и на ресурсы: движущиеся с опережением субъекты, подающие пример прочим, могут рассчитывать на существенную поддержку за счёт федерального бюджета. Это принципиально важно, поскольку собственных средств областного и муниципального бюджета на решение проблем с фактически аварийным жильём не хватит.

Другие новости