Кехман был, Кехман есть, Кехман будет есть

Пересидев банкротство и уголовное дело в Новосибирском оперном театре, Владимир Кехман получил назначение в Москву. Надеяться на возвращение былых времён в НГАТОиБ наивно: федеральная власть использует пример театра для демонстрации своей сути.

В нынешнее неспокойное время власть старается выводить из публичной повестки персонажей, вызывающих волнение общественности. В этом контексте удивительно, как долго Кехман держится в нынешней ипостаси. Отдадим ему должное: чутко улавливая нюансы исторического момента, фактический руководитель Оперного уже года два как растворился на втором плане, избегая былого эпатажа ради возможности тихо оперировать бездонным бюджетом на реконструкцию театра. Деньги текут из Москвы, объясняться по их поводу с местными депутатами и общественниками не нужно.

Незаметно пролетели семь с половиной лет, и кое-что осталось неизменным: те же новосибирцы, горевавшие весной 2014 года из-за смены Бориса Мездрича на Владимира Кехмана, теперь бурно радуются в связи с увольнением последнего с поста художественного руководителя Оперного. Владимир Мединский, занимавший тогда пост министра культуры, отправил Кехмана в Новосибирск как в карательную экспедицию. Федеральной власти очень не понравилось массовое выступление горожан в поддержку спектакля «Тангейзер», поставленного на сцене Оперного по решению Мездрича. Православная церковь посчитала постановку богохульством. Кехман спектакль, само собой, снял. Но это было лишь начало карательной терапии для новосибирских ценителей оперы и балета, заигравшихся в либерализм.

Кехман взялся переделывать театр под себя в прямом и переносном смыслах. Затеял ремонты, ставшие бесконечными. Перешерстил репертуар. Задрал стоимость билетов и сократил количество мест в большом зале. Переименовал НГАТОиБ в «Новат». Изменения, проводимые Кехманом, сделали театр интересней для невзыскательной публики, при условии её платежеспособности.

Новосибирская общественность долго недоумевала, почему федеральный театр отдан на откуп разорившемуся «банановому королю». Да, с 2007 года Кехман руководил Михайловским театром в Санкт-Петербурге. Но на момент назначения в Новосибирск он был фигурантом уголовного дела о хищении 18 млрд рублей у созданной им же компании JFC. Позже предприниматель-театрал прошёл через процедуру личного банкротства, лишившись в этой связи возможности занимать пост директора гостеатра. Директором в НГАТОиБ формально стал Ара Карапетян, но Кехман даже кабинет не поменял, сменив лишь табличку на «Художественный руководитель».

Видя неприятие со стороны местных лидеров мнений, Кехман в долгу не оставался. Он публично костерил членов попечительского совета за скупость. Глумился над критиками из числа депутатов и общественников. Оптом и в розницу третировал городскую элиту. Казалось бы, для театрального менеджера святой должна быть публика. Но и ей доставалось от Кехмана, то и дело жаловавшегося на нищебродство местных театралов. Одно время Александру Карелину было, наверное, неудобно из-за того, что его единственного Кехман ставил в пример, благодарствуя через СМИ за возможность бесплатно питаться в ресторане Goodman.

При Кехмане у Оперного впервые в истории получился приличный маркетинговый бюджет, позволивший со временем подружиться с рядом СМИ. Это отчасти повлияло на информационный фон. О постановках под брендом «Новат» стали писать, и даже хвалить. Но посмотрите комментарии столичных критиков к новости о переводе Кехмана в Москву — ему опять припоминают закрытый «Тангейзер». В театральной среде такие поступки не забывают.

Назначение Кехмана гендиректором МХАТ имени Горького говорит о том, что мораторий на допуск банкрота к финансово-ответственным должностям истёк. Об уголовном деле давно не вспоминают. Менеджер получает под управление третий театр. Он сохраняет пост худрука Михайловского театра. А в новосибирском намерен остаться на общественных началах. Откровенно тролля местную публику, допустившую фальстарт с радостями, Кехман заявил, будто коллектив Оперного коллективно умолил его не покидать театр. В особенности, конечно, важно проследить за завершением ремонтных работ, контракты на проведение которой последовательно доставались московской компании «РСК-Ренессанс». В способностях Кехмана творить свои дела сразу в трёх театрах, наверное, никто уже не сомневается.

Так что формальное обнуление полномочий Кехмана для новосибирских театралов ничего не меняет. Новый худрук Дмитрий Юровский будет вести Оперный тем же курсом. Как ничего не изменила и смена гендиректора, прошедшая ещё в 2018 году. Театр федеральный, подчиняется Москве, и мнения аборигенов по поводу происходящего в его стенах никого не интересуют. Даже если бухтящие туземцы среди местных считаются вождями.

Другие новости