Оппозиция на развилке между системой и маргиналами

Последствия субботней акции в поддержку Навального должны определить новый язык новосибирской политики. Либо несистемных депутатов будут пытаться маргинализировать с прицелом на лишение полномочий, либо искать легитимный выход для протестов.

Насколько было проще для местной власти игнорировать несистемную оппозицию, когда сторонники Навального и им сочувствующие активничали исключительно вне официальных институтов. С осени 2020 года, когда в горсовете начало работать депутатское объединение «Коалиции Новосибирск» по главе с лидером местного штаба Алексея Навального Сергеем Бойко, ситуация изменилась. Оказалось, что даже в радикальном меньшинстве политики, не встроенные в систему компромиссов между «Единой Россией» и КПРФ, способны обострять политические и хозяйственные вопросы так, что действующей власти уже невозможно закрывать глаза на эти проблемы. Некоторые инициативы несистемщиков получали поддержку не только независимых депутатов, но и депутатов-коммунистов.

На сессиях горсовета зазвучали новые интонации. Хотя единороссы и коммунисты сохранили контрольный пакет голосов и должностей, что делает исход большинства дискуссий заведомо предсказуемым, следить за работой депутатского корпуса стало гораздо интересней. События вокруг акции 23 января добавляют интриги.

21 января стало известно, что представляющий КПРФ мэр Новосибирска Анатолий Локоть написал председателю горсовета Дмитрию Асанцеву жалобу на депутатов Сергея Бойко и Хельгу Пирогову в связи с тем, что они в соцсетях агитируют людей прийти на шествие 23 января, которое власти считают несанкционированным, а потому незаконным. С похожими жалобами в горсовет обратились руководители областного ГУ МВД и прокуратуры Новосибирска. Но послание Локтя выделяется особо как элемент новой политической культуры. До сих пор мэры сибирской столицы на депутатов кляузы не писали.

Комиссия по этике горсовета под руководством Асанцева назначила рассмотрение жалобы на депутатов на 22 января. Рассматривать пришлось в отсутствие Бойко, которого по пути в горсовет похитили неизвестные. Такого в новосибирской политике тоже ещё не было. Впоследствии выяснилось, что депутат был задержан сотрудниками правоохранительных органов. 23 января Бойко предстал перед судом по обвинению в организации несанкционированной акции протеста. Ему присудили арест на 28 суток, его помощницу Елену Носковец, также задержанную накануне акции, арестовали на 8 суток. Помощник депутата Пироговой Даниил Маркелов был задержан в ночь на 23 января: его арестовали на 10 суток.

По итогам заседания комиссии по этике пресс-служба горсовета выпустила травоядный релиз с рекомендацией для Бойко и Пироговой «не допускать нарушений законов Российской Федерации и совершения поступков, которые наносят или могут нанести ущерб авторитету Совета депутатов города Новосибирска, как представительному органу местного самоуправления». Бойко оказался лишён возможности поучаствовать не только в субботнем шествии – из-за ареста он не сможет попасть и на сессию, где Локоть должен представить отчёт о работе мэрии в 2020 году. Независимый депутат Антон Картавин на сессию, скорее всего, попадёт. 27 января он вёл еженедельный стрим в YouTube вместо Бойко и после эфира вместе со своим помощником был задержан не представившимися бойцами, угрожавшими депутату применить силу. 28 января суд арестовал депутата на 10 суток.

Поляризация позиций в городской политике обострилась из-за вопроса легитимности акции 23 января. Если бы она была согласованной, депутатов, политиков и общественников на шествии было бы гораздо больше. Стоп-фактором для многих стало отсутствие внятных попыток сторонников Навального узаконить мероприятие. Можно согласиться с их аргументами, будто местные власти в любом случае нашли бы основания отказать. Как, например, вышло с гайд-парком возле театра «Глобус». Его отказались предоставить под митинг, мотивируя некой заявкой, поданной ранее. На деле же оказалось, что в момент шествия и митинга гайд-парк был свободен.

Как будет дальше? Сторонники Навального настроены продолжать акции протеста. Если они возьмут за правило даже не пытаться получить разрешения на акции, то лишатся части потенциальных сторонников, которых не устраивает прямой курс на радикализацию. Власть будет вести себя по отношению к несистемным оппозиционерам соответствующе, постепенно маргинализируя их и формируя общественное мнение для постановки вопроса о размандачивании политиков. В Новосибирске ещё не отзывали депутатов принудительно, но процедура такая есть. И в соцсетях уже пошли пробросы, адресованные избирателям – мол, нужны ли вам такие представители в горсовете?

Другой путь – пытаться удержать ситуацию в легальном русле. Для этого оппозиции нужно о чём-то просить, удерживаясь в системном поле, а власти – в чём-то идти на уступки при организации протестных акций. Заинтересованы ли в этом стороны сейчас сказать трудно. Но в стане системных партий заметное беспокойство. Лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» неслучайно заговорили об отсутствии реальной альтернативы в повестке Навального и его сторонников. У кого что болит, тот о том и говорит: парламентские партии растратили свои альтернативные особенности и сейчас сливаются в общий фон с ЕР. А на улицы выходят люди, ищущие иных представителей во власти. Выходят с решительным настроем – в соцсетях споры участников и противников несанкционированных акций достигли «крымского» накала 2014 года, и температура растёт.

Другие новости