Карьеру политика Сичкарёва берегут от уголовных рисков

Около года СК держал в тайне расследование против депутата заксобрания Валентина Сичкарёва. Режим секретности снят на этапе передачи дела в суд, и для парламентария такая перспектива – плохой знак. Подробности показывают, что история неординарная.

Заместителя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обвиняют по так называемой «резиновой» или «предпринимательской» части 4 статьи 159 – мошенничество в особо крупном размере. Это тяжкое преступление, за которое люди сплошь и рядом получают реальные сроки. А на стадии следствия, обвиняемые часто оказываются в СИЗО или под домашним арестом. Сичкарёв же остаётся на свободе.

Слухи об интересе силовиков к Сичкарёву неоднократно возникали в 2020 году, но мало кто в них верил, потому что политик уверенно шёл к продолжению депутатской карьеры. В мае он без проблем выиграл праймериз «Единой России» по округу №10, в сентябре победил на выборах. Между прочим, уже в четвёртый раз. Сичкарёву всего 50, но в нынешнем созыве он один из самых опытных законодателей. Интересно, удалось бы ему выиграть выборы, знай избиратели об открытом уголовном деле?

Подробности истории таковы. По версии ФСБ, Сичкарёв, как учредитель ООО «Сельхозпрод», директор этой фирмы Виталий Кухта и руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Владимир Моисеев похитили 2,376 млн бюджетных рублей из гранта, выделенного в рамках областной госпрограммы по развитию сельского хозяйства. Моисеев в 2017 году получил дотацию в размере 6 млн, которые, среди прочего, предполагалось потратить на реконструкцию и строительство животноводческого комплекса. По состоянию на декабрь 2019 года остаток средств составил 2, 376 млн.

В декабре 2019 года Сичкарёв, Кухта и Моисеев, по версии следствия, сговорились с целью похитить неизрасходованные средства. Для этого они предоставили в областное управление Федерального казначейства фиктивные документы о проведённых строительных и ремонтных работах, а именно локальную смету от 03.10.2019, договор строительного подряда от 20.10.2019 и акт приемки от 23.12.2019, содержащие заведомо ложные сведения о ремонте зернохранилища и животноводческого комплекса в селе Кокошино Чулымского района.

После предоставления этих документов казначейство перечислило 2,376 млн на счёт ООО «Сельхозпрод» 24.12.2019, и в тот же день Сичкарёв и Кухта распорядились этими деньгами. Однако уже 25 декабря после проверки представленных документов сотрудниками казначейства были выявлены нарушения условий предоставления гранта (работы нужно было выполнить до 25.08.2019). В связи с чем Кухта вернул 2,376 млн на счёт хозяйства в казначействе. После чего они с Моисеевым якобы по указанию Сичкарёва подготовили идентичные документы, изменив в них даты заключения договора строительного подряда на 30.07.2019 и акта приемки выполненных работ на 23.08.2019, при этом предмет договора и его стоимость остались прежними. При проверке документов в казначействе выяснилось, что в новом акте ссылка на договор от 20.10.19 – бумаги пришлось переделать снова.

27 декабря года на основании вышеуказанных фиктивных документов 2,376 млн были повторно перечислены на расчетный счет ООО «Сельхозпрод». 30 декабря минсельхоз потребовал от Моисеева вернуть эту сумму в связи с нарушением срока освоения. 10 января 2020 года прошли оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых были найдены документы, подтверждающие факт хищения. Кухта и Моисеев признались, что работ по ремонту фермы фактически не было. Фигуранты вернули деньги в бюджет. Тем не менее, действия Сичкарёва, Кухты и Моисеева квалифицировали, как мошенничество.

Областных депутатов не раз обвиняли, судили и сажали. Парламентарий Сергей Ковалёв был арестован с поличным при получении взятки: в 2011 году его приговорили к 4,5 годам колонии. Более близкий по времени пример – уголовное дело против Александра Караськова, в недавнем прошлом видного единоросса, депутата заксобрания и главврача Новосибирского медицинского исследовательского центра имени Мешалкина. Но в тот раз события развивались не так, как у Сичкарёва. Весной 2019 года руководству заксобрания дали время провести с Караськовым работу, убедив его добровольно сложить депутатские полномочия. Как только главврач сдал мандат, ему предъявили обвинение и взяли под стражу. Для репутации заксобрания оказалось неплохо, что, попав под арест, единоросс уже не был депутатом.

Нюанс в том, что уголовное дело против действующего депутата, как спецсубъекта, может быть возбуждено по личному согласованию руководителя регионального Следственного комитета, и заниматься им будет, соответственно, только СК. Против размандаченного депутата дело возбуждается и расследуется в обычном режиме, как против простого смертного.

Размандачивать Сичкарёва пока никто не пытается. Источники в силовых структурах говорят, что СК блокировал распространение информации о расследовании в отношении депутата. Сам парламентарий, очевидно, не был заинтересован рекламировать интерес следователей к своей персоне в выборный год. Судя по комментарию для Тайги.инфо, Сичкарёв надеялся, что до суда над ним дело не дойдёт. «Я рассчитывал, что следствие разберётся во всех обстоятельствах», – заявил парламентарий, отрицая виновность.

Партия, к которой имеет честь принадлежать обвиняемый, обычно автоматически приостанавливает членство адептов, обвиняемых в уголовных преступлениях. Для Сичкарёва, похоже, решили сделать исключение. В комментарии «Коммерсанту» первый заместитель секретаря реготделения Андрей Панферов заявил, что членство Сичкарёва будет приостановлено только после решения суда. Это говорит о большом личном влиянии обвинённого парламентария в партии. Сичкарёв заседает в президиуме регионального политсовета ЕР. Однако бывший директор ННИИТО Михаил Садовой тоже заседал в президиуме политсовета. Его членство в партии было приостановлено в начале 2018 года сразу после того, как в отношении Садового возбудили уголовное дело.

Прокуратура Новосибирской области утвердила обвинительное заключение, и теперь вопрос о виновности Сичкарёва в мошенничестве будет рассматривать Чулымский районный суд. Обвиняемые остаются на свободе, под подпиской о невыезде. Развитие событий подсказывает, что СК и облпрокуратура одинаково смотрят на перспективу дела. И практика по таким случаям не в пользу депутата, несмотря на политическую поддержку.

Другие новости