Новосибирские выборы в Госдуму: первое чтение

Вопрос о сроке проведения выборов в Государственную Думу решится в ближайшее время. В любом случае, подготовка к кампании входит в фазу конкретики. Расстановка сил проясняется после прошедших выборов в заксобрание и горсовет.

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова 23 сентября объявила, что парламентские выборы пройдут по расписанию, в сентябре 2021 года. Надо было бы добавить – «но это не точно». Источники ЦДЖ утверждают, что политическое руководство страны до сих пор обсуждает два варианта. Либо досрочные выборы (на этом якобы настаивает руководство «Единой России»), либо очередные. Коль скоро на дворе конец сентября, понятно, что раньше весны выборы в Госдуму уже точно не проведут. А там до осени полгода. Казалось бы, некритично и подождать. Но вестники из Москвы намекают, что весной у избирателей может быть настроение повеселей, поскольку денег у федерального центра точно хватит лишь на краткосрочную щедрость. Затяжная кампания чревата провалами в мерах по задабриванию электората. А без мощной финансовой поддержки регионов ЕР не выиграет.

К кампании 2016 года главную партию власти подстраховали возвратом смешанной системы выборов. По партспискам вновь стали избирать лишь половину депутатов, а вторую – по мажоритарным округам. Предполагалось: то, что ЕР недополучит из-за снижения популярности партийного бренда, доберёт одномандатниками. Так и вышло.

В Новосибирской области единороссы выиграли выборы во всех четырёх одномандатных округах. По Барабинскому округу №138 Виктор Игнатов с более чем двукратным отрывом обошёл коммуниста Романа Яковлева (39,25% против 16,73%). По Искитимскому округу №137 Александр Карелин ещё убедительней обставил Александра Абалакова от КПРФ (44,85% против 16,38%). По Центральному округу №136 Максим Кудрявцев набрал почти в два раза больше, чем второй секретарь обкома КПРФ Ренат Сулейманов (35,67% против 18,80%). По Новосибирскому округу №135 Андрей Каличенко оторвался от коммуниста Андрея Жирнова не столь существенно (36,82% против 27,24%).

По партийным спискам в регионе первое место заняла ЕР с 38,26%, второе КПРФ с 19,55%, третье ЛДПР с – внимание! – 19,54%, четвёртое «Справедливая Россия» с 5,61%. Ещё 10 партий, участвовавших в выборах, не смогли преодолеть 5%-й барьер.

Региональная группа ЕР включала Новосибирскую и Омскую область. Удалось выиграть два мандата, один из которых достался москвичу Александру Жукову, присланному поваряжить на время выборов, а второй омичу Дмитрию Перминову. КПРФ получила один мандат, который лидер списка Анатолий Локоть уступил Вере Ганзе. ЛДПР тоже получила один мандат, доставшийся Дмитрию Савельеву.

Закончим ретроспективу напоминанием о причудливой форме избирательных округов. На каждый из четырёх приходится значительная часть Новосибирска и более-менее соразмерное количество районов области, не всегда органично связанных географически. Удельный вес жителей областной столицы на округах сильней. Но явка в городе традиционно хуже, чем в деревнях. Зато в Новосибирске «умное голосование, работает а в области нет... Короче, вести кампанию в масштабе округа весьма проблематично. И дорого. При реальной конкуренции эксперты оценивают стоимость мандата парламентария эквивалентно цене успешной борьбы за кресло мэра.

Сейчас расклад на округах непонятен. Федеральное руководство ЕР затеяло переоценку своих депутатов, определяясь, кто получит добро на переизбрание, а кто нет. В Новосибирской области лучшие шансы на пересогласование у Игнатова, коль скоро он является руководителем Межрегионального координационного совета партии по СФО. Но непонятно, пойдёт ли политик на выборы вновь по округу, либо же получит проходное место в списке. Второй вариант вероятен, если Игнатова назначат курировать партийную кампанию по Сибири.

Карелин без проблем был бы пересогласован и переизбран, но уходит в Совет Федерации. Как минимум, один из четырёх региональных округов до выборов будет без действующего депутата, что даёт шансы представителям оппозиции более эффективно работать здесь с избирателями. Но Абалаков уже вряд ли будет претендовать на мандат: он только что возглавил институт «Сибпроектнииавиапром». Кудрявцев на неплохом счету в рейтингах полезности депутатов Госдумы, но согласования на перевыборы, по сведениям ЦДЖ, не получил. Как и Каличенко, который в тех же рейтингах весь созыв числится отстающим. Но и их главные соперники из 2016 года не могут похвастаться заготовками для реванша. В нынешнем сентябре и Сулейманов, и Жирнов потеряли свои мандаты: первый вылетел из горсовета, второй из заксобрания.

Для коммунистов стартовые позиции перед кампанией 2016 года были гораздо удачней – и всё же партия с трудом выиграла всего лишь один мандат. На что КПРФ будет рассчитывать в 2021 году, учитывая падение популярности Локтя, уход ряда знаковых партийцев из заксобрания и горсовета, потерю нескольких крупных спонсоров? Пакт с губернатором трещит по швам, избран конфликтный горсовет с заметным влиянием оппозиции против мэра. Парламентская кампания обещает стать для КПРФ очень сложной. Напрасно многие судачат, будто Локоть без проблем может сменить пост градоначальника на кресло в Госдуме. Для этого придётся изрядно попотеть.

Но и для единороссов не сказать, чтобы всё выглядело обнадеживающе. Популярность партии ещё ниже, чем в прошлом цикле, и свежестью ресурсных одномандатников народ уже не проймёшь. Электоральным «чёрным лебедем» для главной партии власти стало «умное голосование»: на выборах в Госдуму по округам оно может сильно ударить по единороссам. Неопределённость с кандидатами тоже не идёт на пользу: у политиков нет оснований вкладываться в работу на округе, чем может воспользоваться оппозиция.

В 2016 году ЛДПР получила по спискам почти такой же результат, как КПРФ. Завершившиеся выборы в заксобрание и горсовет позволили либерал-демократам существенно увеличить фракции в заксобрании и горсовете. Причём за счёт выигрышей на территориях преимущественно в границах округа №136. Будет странно, если здесь ЛДПР не выдвинет сильного одномандатника.

СР с трудом провела двух депутатов в заксобрание и ни одного в горсовет. Парламентская партия сейчас представлена слабей «Родины» и «Новых людей». Если точно – на уровне «Партии пенсионеров». Впервые в горсовет прошёл представитель «Зелёных». В целом, в парламентских выборах без сбора подписей примут участие 16 партий. Прошедшая в Новосибирской области кампания показала, что кандидаты от малых партий способны привлекать отнюдь не малое финансирование.

Что же касается независимых кандидатов, по состоянию на сегодня их участие в выборах представляется маловероятным. В нынешней редакции законодательства, нужно будет собрать по 15 тысяч подписей в поддержку. Некоторые независимые кандидаты в депутаты заксобрания этим летом собирали по 5 тысяч подписей – расспросите у них, насколько сложно собрать большое количество автографов, пригодных к защите в избиркоме. А практика показывает, что с каждым избирательным циклом требования к подписям только ужесточаются. Поэтому бравые заявления представителей коалиции «Новосибирск-2020» о раздумьях насчёт участия в парламентских выборах, скорее всего, так и останутся раздумьями. Для «умного голосования» надо будет выбирать партийных кандидатов.

Другие новости