Китайский инвестор «Ангиолайна» столкнулся с трудностями перевода

17 сентября состоится собрание акционеров АО «Ангиолайн», которое должно определить расклад в компании после покупки 75% акций китайской компанией. Буквально чудом судья новосибирского арбитража удержалась от расстройства планов зарубежного инвестора.

Покупка компанией Sino-Russian New Century Import & Export Co., Ltd акций «Ангиолайна» стала главной новосибирской деловой сенсацией августа. Китайцы вошли в бизнес крупнейшего российского производителя коронарных стентов для развития дистрибуции на своём национальном рынке – так объяснял смысл сделки создатель «Ангиолайна» Андрей Кудряшов в интервью ЦДЖ. Производственные мощности при этом остаются под контролем отечественных бизнесменов в ООО «Ангиолайн». Не все довольны таким раскладом: с 2017 года в судах тянется конфликт бывших партнёров, развитие которого может привести к банкротству или ликвидации значимого российского игрока в сфере медицинского производства.

Наталья Лебедева, владеющая 25% акций АО «Ангиолайн», ведёт последовательную борьбу за контроль над бизнесом. В судах разной инстанции рассмотрено и рассматривается множество исков, общая цель которых – признать действия Кудряшова и его бывшего партнёра Алексея Французова незаконными и выставить их вон буквально. Сделка с китайцами прошла в канун очередных судебных разбирательств. Так что зарубежный инвестор в прямом смысле попал с корабля на суд. 3 августа компания Sino-Russian New Century Import & Export Co., Ltd вступила как третье лицо в процесс по признанию недействительной сделки, в результате которой АО «Ангиолайн» лишилась контроля над ООО «Ангиолайн».

В деле участвует более 10 юридических и физических лиц, тянется оно с прошлого года. Оказавшись в центре боевых действий, представители китайской компании ходатайствовали о предоставлении времени на знакомство с материалами. Судья Мария Мартынова негостеприимно отнеслась к новому участнику, согласившись дать отсрочку всего на три дня. Очевидно, этого оказалось крайне мало. Решение Мартыновой стало одним из поводов для жалобы в Квалификационную коллегию судей Новосибирской области. Впоследствии тема предоставления времени на знакомство с документами – имеющимися в деле и вновь заявляемыми участниками – становилась поводами для споров на заседаниях суда 6 августа и 2 сентября. Представители Sino-Russian New Century Import & Export Co., Ltd указывали на трудности, сопряжённые с переводом большого количества бумаг и особенности китайского делопроизводства. На последнем заседании судья дала отсрочку до 1 октября только после аргументов об ущербе для инвестиционного климата региона, который может нанести ущемление интересов иностранного инвестора в суде.

В действительности трудности перевода – не единственная причина, по которой китайцы и российские ответчики по иску Лебедевой настаивали на отложении рассмотрения иска по существу. На 17 сентября назначено собрание акционеров АО «Ангиолайн», первое после продажи 75% акций в пользу Sino-Russian New Century Import & Export Co., Ltd. Предполагается, что на собрании будет отменено ранее принятое решение о ликвидации общества, а органы управления изменятся в соответствии новому раскладу акционеров. В суде представители «Ангиолайна» утверждали, что результаты собрания могут привести к завершению конфликта. Но представители истцов – Натальи Лебедевой и связанной с ней компании Healthcare Solutions Holding S.A. – настаивали на скорейшем вынесении решения по иску. И судья как будто была склонна с ними согласиться.

За месяц участия в баталиях китайская сторона уже дважды заявляла отвод Мартыновой ввиду отсутствия беспристрастности. В российских реалиях это скорей символический ритуал, чем реально работающая процедура: судья выходит в совещательную комнату, рассматривает там ходатайство об отводе собственной персоны и, возвратясь через несколько минут, объявляет об отказе. Случаи, когда судьи соглашаются с предъявленными претензиями и берут отвод, единичны.

Тем не менее, спор вокруг «Ангиолайна» примечателен количеством отводов, заявленных не только китайцами, но и другими ответчиками. Их представители ссылаются на однобокость подхода Мартыновой – судья отказывает почти по всем их ходатайствам, будто подыгрывая истцам, которые торопят суд, настаивая на скорейшем вердикте. Примечательно, что сторона Лебедевой берёт на себя смелость анонсировать дальнейшие процессуальные действия ответчиков и даже не возражает против приобщения новых доказательств. Нетрудно представить, что китайцы, только попавшие в процесс, сделали выводы, что все вопросы уже решены заранее. Отсюда и отводы судье.

Оснований для вывода о предрешенности добавляет решение, принятое старшим коллегой Мартыновой, председателем судебного состава №2 гражданской коллегии новосибирского арбитража Борисом Остроумовым 13 июля 2020 года. В том деле Лебедева оспаривала законность продажи акций АО «Ангиолайн» выходящим из бизнеса Французовым в пользу ООО «Хартс инвест». Эмиссия акций была признана незаконной решением суда в другом процессе, вступившем в законную силу. Тут бы и делу конец, но Остроумов, по мнению юристов, позволил себе выйти далеко за рамки рассматриваемого в процессе вопроса и расписал в мотивировочной части на 20 страниц соображения о тотальной аффилированности всех юридических и физических лиц, с которыми спорит Лебедева.

На решение Остроумова была подана апелляционная жалоба, а на его действия – жалоба в квалификационную коллегию. Пока остаётся констатировать факт, что все иски от Лебедевой и Healthcare Solutions Holding S.A. в новосибирском арбитраже попадают во второй состав судей и исключительно Остроумову и Мартыновой. Распределение дел это рулетка. Но кто-то знаком с механизмом колеса лучше других. Остроумов – представитель судейской династии. Его брат Антон Остроумов до недавнего времен считался наиболее вероятным претендентом на пост председателя Новосибирского областного суда. 27 августа президентская комиссия отказалась рекомендовать Остроумова на эту вакансию в связи с возможным конфликтом интересов в его деятельности. Поспособствовала ли тому жалоба на действия Бориса Остроумова – неизвестно. И только гадать остаётся о том, через какие ещё судебные тернии придётся пройти китайским инвесторам, чтобы устоять в «Ангиолайне».

Другие новости