Генералы МВД заплатили карьерой за обеды подполковника

Итоги внутреннего расследования в отделе полиции «Дзержинский» дошли до руководства МВД и привели к смене ключевых руководителей полиции в Новосибирской области. Начальник отдела подполковник Гращенков в итоге оказался под судом за взятку едой.

Новосибирские медиа как анекдот смакуют поступившее в суд дело против бывшего начальника отдела полиции Дзержинского района Александра Гращенкова. Полицейский на протяжении трёх лет якобы получал взятки бизнес-ланчами от коммерсантов, помещения которых занимали площадь большую, чем арендованная под них земля. Получая халявные хинкали с салатом из огурцов, подполковник закрывал глаза на проступки безобразников.

Следствие инкриминировало Гращенкову получение взятки на 200 тысяч рублей. Почти весь 2019 год полицейский провёл в СИЗО, потом ещё 3 месяца под домашним арестом. За это время следствие уменьшило размер взятки до 55 тысяч рублей. Подполковник признал вину и теперь идёт под суд в упрощённом порядке.

Что-то не вяжется в этой истории, подумает вдумчивый читатель. Начальник отдела полиции, на подведомственной территории которого находится больше половины торговых комплексов Гусинки, берёт взятки бизнес-ланчами? И наедает их за 3 года на 55 тысяч рублей? И сидит за это в СИЗО почти год? Странно, странно.

Теперь давайте посмотрим на эту историю в контексте происходившего вокруг ГУ МВД по Новосибирской области за последние два года. Гращенков приехал в Новосибирск в числе самарских сослуживцев генерала Юрия Стерликова, назначенного руководить региональным главком министерства. Команда поначалу казалась очень сильной, но постепенно её позиции стали размываться. Высокопоставленные офицеры несколько раз попадали в скандальные истории, заканчивавшиеся отставками. Добровольно-принудительно ушёл в отставку начальник главного следственного управления Сергей Шило. Начальника ГИБДД Сергея Штельмаха уволили со службы в связи с совершением порочащего поступка. Позже в отставку подал генерал Николай Турбовец, правая рука Стерликова: он был причастен к тому «порочащему поступку», заключавшемуся в выдаче спецпропусков для частных автомобилей.

В августе 2019 года в отношении нового начальника ГСУ генерала Андрея Неупокоева, его первого заместителя Вячеслава Садовщикова, заместителя Алины Нестеренко и замначальника управления МВД по Новосибирску Андрея Исаева прошла служебная проверка, проведённая комиссией из министерства во главе с заместителем начальника Следственного департамента МВД генерал-майором Александром Бирюковым. Поводом стало уголовное дело о превышении служебных полномочий, возбуждённое в отношении неустановленных лиц областным Следственным комитетом по факту предоставления в 2017-2018 годах недостоверной отчётности по 82 уголовным делам должностными лицами отдела полиции №5 «Дзержинский» в Новосибирске. Независимо от полноты расследования по этим делам, срок следствия продлевался по формальным основаниям начальником отдела либо его и.о. на срок до трёх месяцев. Такое искажение отчётности помогало скрывать неполноту следствия по делам и искусственно занижать отрицательные показатели.

Члены комиссии МВД, проверявшей обстоятельства появления этого дела, установили, что Неупокоев с заместителями и Исаевым несут персональную ответственность за серийное несоблюдение учётно-регистрационной дисциплины. В резюме проверки было предложено ходатайствовать перед главой МВД Владимиром Колокольцевым о внесении президенту Владимиру Путину материалов об освобождении Неупокоева от должности с последующим увольнением из органов. Вскоре последовала отставка. А нынешней весной президент уволил и Стерликова.

Очевидно, что следователи СК, ФСБ и московские ревизоры из министерства нарыли в «Дзержинском» такой материал, который поставил крест на карьерах, как минимум, двух генералов. А Гращенков, не считая 10 месяцев в СИЗО, пока легко отделывается. В 2018 году его привлекали к ответственности по делам о превышении полномочий и организации нелегальной миграции. Подполковник признал вину и заплатил 130 тысяч штрафа. Должно быть, дороговато для офицера, экономящего на бизнес-ланчах. Взятка это особо тяжкое преступление. Даже признание вины здесь вряд ли спасёт от реального срока, но если он будет небольшим, в зачет пойдет год, проведённый в СИЗО и под домашним арестом. Наверняка все варианты уже просчитаны и согласованы.

Сравните эту историю с ситуацией Штельмаха, который пытался в судах оспаривать приказ министра и добиваться реабилитации. В отношении экс-главы областного ГИБДД в марте 2019 года было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий. Под новый год его закрыли в связи с отсутствием события преступления. А в прошлом месяце возобновили расследование. Так может продолжаться долго, и нет надежд на трудоустройство в госсектор с уголовным фоном. Признайся Штельмах вовремя – хоть бы и в пристрастии к бесплатным хинкали – может, уже прошёл бы через суд и жил с чистого листа.

Другие новости