«Сибмост» настраивают на расторжение контрактов

Росавтодор вновь потребовал расторжения контракта с АО «Сибмост» на строительство Восточного обхода. Это обостряет вопросы по другим просроченным объектам компании. Но решение не окончательное: уход «Сибмоста» с рынка обойдётся дорого.

Летом 2014 года началась историческая тяжба между «Сибмостом» и мэрией Новосибирска: компания требовала от муниципалитета компенсировать убытки более 2 млрд рублей, понесённые при строительстве Бугринского моста по вине городских властей. Только что избранный мэром Анатолий Локоть занял бескомпромиссную позицию против притязаний мостостроителей. Процесс шёл с переменным успехом, но, в конечном счёте «Сибмост» проиграл. Нельзя сказать, что судебное фиаско стало главной причиной, но, в любом случае, финансовое положение компании пошатнулось. Появились просрочки на объектах, пошли сокращения. Власть в компании перешла к кредиторам и к текущему моменту компания ушла в банкротство. Возможно, дальновидные новосибирские руководители предпочли бы в определённый момент деятельно поддержать мостостроителей, чтоб сохранить крупного налогоплательщика и работодателя. Но что вышло, то вышло.

В конце декабря, подводя итоги 2019 года на пресс-конференции, губернатор Андрей Травников затруднился определить перспективы Восточного обхода – крупнейшей дорожной стройки региона. Глава области отметил, что благодаря работе властей с кредиторами удалось избежать банкротства генподрядчика – компании «Сибмост», которая даже сумела в 2019 году сдать несколько объектов, но темп на Восточном обходе так и не набрала. Удастся ли ускориться в 2020 году – этот вопрос Травников переадресовал акционерам компании, добавив, что областные власти вместе с Росавтодором (заказчиком стройки) готовят некоторые решения, о которых пока рано говорить публично.

Несложно догадаться, что тогда губернатор подразумевал возможность досрочного расторжения контракта с «Сибмостом». Уже в марте источники ЦДЖ сообщили, что компания вскоре лишится подряда – слухи пошли после того, как ФУАД «Енисей», входящее в Росавтодор, за срыв сроков расторгло с «Сибмостом» контракт на реконструкцию участка трассы Красноярск – Абакан – Кызыл – граница с Монголией. Но до официальных шагов дело дошло лишь сейчас.

Нельзя сказать, что мостостроители ничего не делали на Восточном обходе в нынешнем году, какие-то работы видели все, кто ездит близкими к объекту дорогами. Но очевидно, что такими темпами в следующем году первый – 20-километровый – участок объезда не сдать. А именно этот срок – конец 2021 года – «Сибмост» застолбил в суде. Изначально этап планировали сдать в октябре 2017 года. Росавтодор тогда тоже ставил вопрос о расторжении контракта, но впоследствии отказался от соответствующего иска.

В апреле 2020 года министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский заявил, что первый этап обхода будет введён в 2023 году. В нынешнем году «Сибмосту» на Восточный отсыпали 600 млн рублей из федерального бюджета. Предполагалось, что компания завершит самый технологически сложный этап – мостовой переход через Иню.

Теперь в Росавтодоре готовятся выбирать на конкурсе нового генподрядчика. Объём выполненных работ по первому этапу объекта оценен в 45%. Остаток работ по контракту 5,4 млрд рублей, но, скорее всего, исполнение обойдётся дороже. Если заказчик обхода решит идти в споре с «Сибмостом» до конца.

Восточный – это федеральная стройка, оплачиваемая из Москвы. У «Сибмоста» есть более скромные, но не менее проблемные вопросы областного уровня. Прежде всего, это набивший оскомину Коченёвский переезд через железную дорогу возле трассы Омск – Новосибирск. Контракт на строительство путепровода стоимостью почти 340 млн рублей «Сибмост» заключил с ТУАД в сентябре 2015 года. Генподрядчик должен был ввести его к 10 октября 2017 года, но из-за финансово-организационных сложностей в компании объект стал долгостроем с неопределённой перспективой. После срыва срока в 2018 году Территориальное управление автодорог дважды – в мае и декабре – подступалось к расторжению контракта, однако мостостроители добились отсрочки ещё на два года. По данным сайта «Госзакупки», последним сроком завершения контракта указано 31 декабря 2019 года.

Путепровод в Коченёво открыли 26 ноября, не уложившись в сроки дорожно-строительного сезона. При этом официальный ввод в эксплуатацию снова был отложен. «Открытие объекта ожидается в следующем году при наступлении положительных погодных условий. Заказчиком к подрядчику будут применены все штрафные санкции, предусмотренные контрактными обязательствами», – заявил Костылевский журналистам. Срок исполнения контракта опять сорвали. Источники в минтрансе утверждали, что экспертиза забраковала асфальтобетон, уложенный «Сибмостом» на путепроводе.

Коченёвский путепровод остаётся без официального акта ввода в эксплуатацию, по сей день. В ТУАД вновь, как и в прошлом августе, заговорили о расторжении контракта с «Сибмостом», но увязли в консультациях с минтрансом. Дело уже не в том, что Костылевский последовательно поддерживает своего бывшего патрона Сергея Титова, президента «Сибмоста». Недоделки по контракту будет сложно расторговать, это обойдётся дороже. Но делать что-то нужно: фактическое открытие движения по не принятому в эксплуатацию переезду является нарушением и беспокоит руководство ГАИ по Новосибирской области.

Сейчас все заинтересованные стороны ждут, как повернутся события в процессе по банкротству «Сибмоста». Если крупнейшим кредиторам во главе со Сбербанком удастся отстоять свой сценарий, компания сохранит шанс завершить объекты. Если нет, банкротство станет неизбежным, и государственным заказчикам лучше поспешить со ставками на других лошадей.

Другие новости