Оппозиция может развернуть тему Центрального моста

Насколько востребованным будет платный проезд по Центральному мосту? Об этом можно судить по городским парковкам, враз опустевшим после введения платы. Но в разгар предвыборной поры власти презентуют новости про стройку моста в жанре позитива. 

Почти 8 млрд рублей из федерального и областного бюджетов получит Новосибирск сверх ранее установленных параметров госпрограммы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» на 2020 год. 17 августа эти изменения были одобрены на заседании правительства региона под руководством губернатора Андрея Травникова. Областной центр получил финансовые гарантии серьёзности намерений в отношении инфраструктурных проектов, утверждённых на уровне субъекта и федерации. 1,9 млрд рублей предназначены для обеспечения транспортной доступности строящейся многофункциональной арены в левобережье, включая 600 млн на строительство автодороги от городского пляжа к ЛДС с заездом на дамбу Октябрьского моста.

Эти проекты давно в стадии реализации. Оператором городских мероприятий по обеспечению подготовки инфраструктуры вокруг ЛДС, включая гигантский коллектор и станцию метро «Спортивная», является МУП УЗСПТС во главе с Александром Мысиком. В мае ЦДЖ рассказывал про особенности контрактов, в рамках которых муниципальный заказчик оплачивал подрядчикам невыполненные работы, актируя их как исполненные и закрывая глаза на отклонения от проектов. Теперь денежных ресурсов у Мысика станет больше.

Львиная доля увеличения госпрограммы – 6 млрд – предназначена для строительства четвёртого моста через Обь. В конце весны работы по Центральному мосту наконец-то начались. Газпромбанк открыл кредитное финансирование концессионеру – «Сибирской концессионной компании», входящей в группу «ВИС». По условиям концессии, основной объём финансирования через бюджетный грант вкладывает федерация. Концессионер добавляет собственные и заёмные средства, а впоследствии взимает плату с проезжающих автомобилей.

Несколько лет концессия на Центральный мост входила в топ самых скандальных новосибирских тем. Областные депутаты и общественники критиковали финансовые условия соглашения. В заслугу действующему составу заксобрания ставят существенное – почти на 40 млрд – снижение бюджетных гарантий перед концессионером. Но экономика затеи это лишь один пласт претензий. Было немало критики насчёт собственно проекта мостового перехода с развязками, его местоположения. И, само собой, идея платного моста не встречала общественной поддержки ни на одном из этапов обсуждения.

Из крупных инфраструктурных проектов, реализуемых на территории Новосибирской области, Центральный мост сейчас самый дорогой и самый непопулярный. В последние месяцы власти активно продвигают новости в связи с разгоняющейся стройкой перехода. С одной стороны, понятно, почему: в кризисный период, обусловленный пандемией и самоизоляцией, очень нужны масштабные примеры, показывающие, что производство работает. Многие эксперты в России и за рубежом держатся общего мнения: крупные вложения в инфраструктуру – лучший способ для восстановления экономики после кризиса. В этой части Центральный мост это вполне подходящая тема для пропаганды.

Предвыборная пора заостряет запрос властей на позитивные темы. Поэтому новость про ещё 6 млрд рублей на мост расходится как благая весть. И даже странно, что этот проект не оказался задним числом включен в депутатские наказы, чудодействию которых сейчас приписывают практически всё, что было сделано исполнительной властью области, городов и районов.

Но оппозиция может отыграть тему иначе. По сути, в период посткризисной нехватки бюджетных средств огромные государственные деньги идут опережающим темпом в проект сомнительной востребованности. Цена проезда по Центральному мосту ещё не определена, но предварительные расчёты на основе параметров концессии позволяли чиновникам прогнозировать, что она составит от 100 до 300 рублей. Это мы говорим про расчёты 2016-2017 годов. Какие цифры будет через два года, когда мост должны ввести в эксплуатацию?

Нет машины времени, чтоб заглянуть в будущее. Но у кого есть обычная машина – загляните на парковки в центре Новосибирска. Многое станет ясно. С весны город ввёл плату за паркинг на Красном проспекте. От 50 до 100 рублей за час, полчаса бесплатно. Недавно ещё переполненные парковки пустуют больше, чем наполовину. Горожане готовы тратить больше времени и нервов на поиск места вдоль периферийных улочек и во дворах, чтобы сэкономить на удобной парковке в центре. Не так же ли будет с платным проездом по Центральному мосту? Обеспечить проект рентабельной загрузкой можно будет, лишь закрыв Октябрьский мост на долгосрочный капитальный ремонт. Но это очень непопулярная мера, осуществимая лишь в большом интервале между выборами.

Другие новости