На перспективах мира вокруг «Холидея» рано ставить крест

Из-за позиции кредиторов суд ввёл процедуру реализации имущества в отношении Николая Скороходова, как поручителя по долгам компании «Холидей». Отказываясь от реструктуризации долгов, банки приближают момент миллиардных возвратов в конкурсную массу.

Основатель компании «Холидей», недавно являвшейся крупнейшей розничной торговой сетью региона, является поручителем по долгам на сумму около 14 млрд рублей. В 2019-2020 годах Скороходов предлагал крупнейшим кредиторам, в числе которых Сбербанк, Альфа-банк, Россельхозбанк и Газпромбанк, разные сценарии реструктуризации. Последняя редакция предусматривала погашение 52% от общей суммы задолженности, или 7,4 млрд рублей в течение двух лет за счёт продажи незалогового имущества «Холидея» и доходов от торговой сети «Нск Холди», принадлежащей предпринимателю.

По формальным признакам арбитражный суд мог утвердить предложенный план реструктуризации. Но представители кредиторов выступили против. В частности, представитель Альфа-банка указал на риск «Нск Холди» обанкротиться вслед за «Холидеем». В итоге суд решил начать процедуру реализации личного имущества бизнесмена. На самом деле, не очень понятно, чего кредиторы добились, таким образом, кроме морального удовлетворения от заголовков в стиле «Скороходов – банкрот». По официальной оценке, распродажа в лучшем случае покроет 0,5% от суммы долга. Решение суда может быть обжаловано, однако представители бизнесмена не спешат анонсировать апелляцию. Должно быть, не в последнюю очередь из-за сомнений в целесообразности этого шага. Если решение вступит в силу, реализация имущества должна состояться до конца нынешнего года.

События вокруг банкротства «Холидея» приняли такой оборот, что кредиторам не позавидуешь. Зимняя кампания конкурсного управляющего Трофима Кузнецова против поставщиков, получивших расчёты в период, когда финансовые проблемы «Холидея» уже были очевидны, предсказуемо перешла в претензии к банкам. Альфа-банк и Россельхозбанк уже лишились залогов, полученных от компании Скороходова в период задержек по расчётам с контрагентами. Следующее действие – требования к банкам вернуть в конкурсную массу деньги, полученные от «Холидея» в проблемный период. Речь идёт о миллиардах рублей.

Тенденция в судах показывает, что шансы управляющего добиться выплат от банков велики. Тонкий момент в том, что Кузнецову, может быть, не так уж сильно хотелось бы напрягать крупнейших кредиторов, но требования закона просто не оставляют ему выбора. И банкам придётся возвращать миллиарды в конкурсную массу как бы не навсегда, а с возможностью когда-то вернуть всё, что им задолжали «Холидей» и Скороходов. Но, думается, всем понятно, насколько умозрителен этот шанс.

В период активных противоковидных мер, когда суды приостанавливали работу, конфликтная повестка вокруг регрессных исков управляющего «Холидея» к поставщикам продукции почти полностью сошла на нет. Сейчас уже приходится напоминать, что поставщики получили разностороннюю поддержку от сибирских губернаторов, депутатов, омбудсменов. Новосибирское заксобрание, к примеру, обращалось в Москву с предложениями изменить банкротное законодательство, чтобы обезопасить поставщиков проблемных сетей от подобных казусов на будущее. Власти переживают за региональных производителей. Будут ли они также переживать за крупнейших кредиторов? Вряд ли банкам светит политическая поддержка в сценарии, предусматривающем возврат средств в конкурсную массу «Холидея». Сберечь деньги можно, только договорившись. Поэтому крест на перспективе мирового соглашения вокруг «Холидея» ставить рано: развитие событий может вынудить кредиторов к этому шагу.

Другие новости