Как один мусор накормил двух министров, мэра и Навального

Запуск мусоросортировочной линии на Гусинобродской свалке стал ведущим информационным поводом недели, заставившим конкурировать правительство, мэрию и штаб Навального. Хотя реальный эффект для экологии скорее символический.

3 марта местные издания получили два разных релиза про одно и то же событие. В заголовке одного, присланного из мэрии, мэр Анатолий Локоть оповещал, что «запуск линий сортировки ТКО – важный шаг в решении вопроса мусоропереработки». В другом – правительственном – заголовок гласил «В регионе открыта новая линия сортировки мусора». Нетрудно догадаться, что речь про одно и то же событие: запуск мусоросортировки на Гусинке. Но кто играл на открытии «первую скрипку» и сколько же линий было запущено?

В правительственном релизе, героями которого выступили министр ЖКХ Денис Архипов и министр природных ресурсов и экологии Андрей Даниленко, сказано про запуск одной линии сортировки мощностью 25 тысяч тонн отходов в год. «Как подчеркнул Денис Архипов, несмотря на то, что мощность данной установки значительно меньше объёма отходов, поступающих на Гусинобродский полигон, запуск линии является важным этапом развития инфраструктуры в сфере обращения с отходами в регионе», – сообщает релиз вместе с цитатой министра про «активную доработку» концессионного соглашения по строительству крупных мусоросортировочных комплексов. Которое, как мы помним, в активной доработке уже с 2017 года.

«Андрей Даниленко в ходе мероприятия акцентировал внимание на том, что несортированный мусор содержит достаточно большое количество компонентов, которые являются вторичными материальными ресурсами и могут быть переработаны», – сообщила пресс-служба правительства, добавив, что «значительная часть отходов производства и потребления, поступающих на Гусинобродский полигон, пригодна для вторичного использования: полиэтилен низкого давления, алюминиевая банка, гофрокартон, стекло, ПЭТ и т.д.». В общем, съездили министры на крупнейшую новосибирскую свалку, благословили использование прогрессивных технологий.

В правительственном релизе нет ни слова про мэра. В релизе мэрии нет ни слова про министров. «Запуск мусоросортировочных линий в Новосибирске состоялся, шли мы к этому поэтапно не один год. Это решение актуальных вопросов в комплексе: санитарных, экологических, а также внедрения системы вторичной переработки твёрдых коммунальных отходов», – цитирует пресс-служба Локтя. Речь идёт уже о двух линиях мощностью 25 тысяч тонн каждая. По словам директора МУП «Спецавтохозяйство» Андрея Зыкова, это примерно 10% от общего объёма отходов, поступающих на свалку. Средний процент извлекаемых полезных фракций также составляет примерно 10%. «У нас не было вообще автоматизированной сортировки, а сегодня мы говорим о 10 % извлекаемых полезных фракций – для Новосибирска это важный шаг в решении вопроса мусоропереработки», – радуется мэр, будто забыв, что до недавнего времени Гусинобродская свалка работала на грани нарушения законодательства и ей грозило закрытие. А мы ещё напомним, что годовой объём мусора, производимый новосибирской агломерацией, оценивается более чем в 800 тысяч тонн.

Внимательный читатель обратит внимание на уточнение, что оборудование запущено в тестовом режиме. НГС в фоторепортаже с места событий показал, что без масштабного использования человеческого труда, автоматизированные линии не работают. Народ в резиновых сапогах, целлофановых дождевиках и респираторах ворочает кучи отходов, сначала забрасывая мусор в переработку и сортируя вручную выходящее из машины. Выглядит не очень высокотехнологично, на что молниеносно обратил внимание штаб Алексея Навального и разродился язвительным постом в соцсетях со ссылкой на «расследование» «Деньги не пахнут: как нас грабят на свалках». Материал критикует прошедшую в прошлом году мусорную реформу, вылившуюся в подорожание услуги по вывозу отходов для горожан. С непременным напоминанием о том, что мусорный регоператор – ООО «Экология-Новосибирск» – входит в Группу «ВИС», бывший соучредитель которой Дмитрий Рябов был связан с сыном Аркадия Ротенберга.

«С января этого года каждый житель города, включая младенцев, ежемесячно платит за вывоз мусора 92 рубля 40 копеек», – эта фраза в «расследовании» озадачивает читателя, слышавшего, что с начала года тариф как раз таки уменьшен до 59 рублей. Это обесценивает пафос материала. И тот факт, что указана дата публикации – 24 июня 2019 года – ситуацию не спасает: хорошо было бы актуализировать.

Актуализация мусорной темы самой по себе, как видим, находится на недосягаемом уровне: органы власти борются в медиапространстве за право эксклюзивной причастности к событиям, оппозиция с ними агрессивно конкурирует. Также мы видим, что фактчекинг в гонке за мусорным хайпом дело десятое. Реальные проблемные аспекты темы, такие как риск расторжения контракта с регоператором или несовместимость концессии по новым заводам с реальностью жизни, и вовсе можно оставить за кадром с лёгкой душой. До поры, до времени.

Другие новости