Трёхпроцентная индексация взбаламутила горсовет

Горсовет Новосибирска утвердил повышение зарплат для муниципальных служащих на 3%. Технический вопрос спровоцировал жаркую дискуссию. Конструктив могли бы добавить чёткие критерии эффективности работы чиновников, но попробуй их создай.

Обсуждение денежных вопросов во власти всегда вызывает заметную неловкость. Есть два распространённых стереотипа, создающих дискомфорт чиновникам. Первый – работать в органы власти идут не ради зарплаты. За самореализацией, за опытом, за связями, за удовлетворением амбиций, от нечего делать (выберите нужный вариант). Среди чиновников мэрии и депутатов горсовета есть такие, кто может работать с большой отдачей и совершенно бесплатно, проживая за счёт доходов мужа или жены. Второй – во власть идут воровать (поэтому размер зарплаты также не важен). В такой парадигме чиновнику, желающему честно получать нормальные деньги за свой труд, просто некуда деваться, кроме как на рынок труда. Потому что, не воруя и не богатея на госслужбе, он рискует заработать лишь имидж слаборазвитого, которому больше просто некуда приткнуться.

Объём обязанностей и ответственности у руководителя подразделения в мэрии или правительстве больше, чем у топ-менеджера частной компании. А зарплата в разы меньше. Но для народных масс это не аргумент. В том числе, потому, что у масс сравнительно низкие доходы. На фоне которых, зарплата порядка 100 тысяч рублей считается большой. А если речь про чиновника, то большинству избирателей неистребимо мнится, будто деньги эти достают из их собственных карманов и отдают за красивые глаза. Тем более, раз уж топ-менеджеры не декларируют доходы, сравнивать особо не с чем.

Что говорить, когда речь заходит про оклады мэра и председателя горсовета, получающих примерно по 300 тысяч рублей? Ведь эти люди отвечают вообще за всё происходящее в городе. А поскольку не всё в Новосибирске гладко, не переведутся и поводы для нареканий.

Каждый год, когда государственные и муниципальные руководители вместе с депутатами публикуют отчёты о доходах и имуществе, пресса, политики и общественники возбуждённо смакуют эти сведения, зачастую записывая в богачи персон с весьма средним благосостоянием. Вне поля внимания остаются тысячи линейных чиновников, доходы которых существенно ниже, у которых нет богатых родственников и нет тяги или возможностей воровать.

Среди политиков почти всем понятно, что без работы этой армии чиновников не обойтись, и что получают люди на госслужбе негусто, а на муниципальной и того меньше. Но поднимать зарплату – провоцировать избирателей. А если дело доходит таки до индексации, можно словить неслабый хайп.

До индексации зарплат муниципальным служащим дело доходит лишь после того, как президент Владимир Путин даёт добро индексировать вознаграждение на госслужбе. То есть, в областном правительстве доходы сотрудников увеличивают в первую очередь. Мэрия замыкает процесс. Нынче речь зашла об индексации на 3%. Цена вопроса – чуть больше 14 млн рублей, при том, что в целом на зарплаты тратит примерно 1,8 млрд рублей в год. Более того, средства на индексацию подразделения мэрии – главные распорядители бюджетных средств – должны изыскать путём внутренней экономии. Но обсуждение вопроса прошло настолько политизировано, будто речь шла о двукратном повышении.

В основном претензии депутатов были связаны с тем, что одновременно приходится решать вопрос о повышении зарплат и всех чиновников, и мэра с председателем горсовета. Была б возможность разделить – не видать бы Анатолию Локтю индексации. Впрочем, он и сам вряд ли захотел бы выносить этот вопрос на рассмотрение горсовета, перетерпел бы. Спикер Дмитрий Асанцев на сессии то ли с иронией, то ли с тоской предложил подумать насчёт обращения к правительству РФ, чтобы люди на руководящих должностях в органах власти работали бесплатно. Нашлись бы такие? Безусловно. Но это было бы неправильно. Служащие должны работать на совесть и держаться за свои должности, в том числе, из-за материального вознаграждения и будущей пенсии.

Депутат Сергей Бойко задался вопросом, не конфликт ли интересов в том, что мэр вносит в горсовет проект индексации зарплат – в том числе и собственной. Для цитируемости в прессе и соцсетях это подходящий ход. Но более масштабная проблема это конфликты интересов у депутатов, с которой в нынешнем раскладе ничего не поделаешь. А расклад таков, что лишь 10% от численного состава депутатского корпуса могут работать на освобождённой основе. То есть, за зарплату из бюджета. В новосибирском горсовете это 5 человек – спикер, трое вице-спикеров и ещё один из депутатов (в нынешнем созыве ставка досталась зампреду комиссии по контролю за мэрией Дмитрию Колпакову). Все остальные депутаты должны либо зарабатывать на стороне, либо существовать за чей-то счёт. Отсюда и многие противоречия личных и депутатских интересов.

Впрочем, зарплаты депутатов, как и сотрудников аппарата горсовета, оставляют желать того же лучшего, что у работников мэрии. В дискуссии на сессии многие участники отмечали, что доходность муниципальной службы нужно повышать – но с разными условиями. Одни предлагали дифференцировать по профессиональному признаку. Другие – поднять зарплаты и сократить численность. Третьи – обособить вопрос о зарплате мэра... Всё это реальные решения, которые можно было бы проработать в рамках административной реформы мэрии. Самое главное, что можно было бы внедрить показатели эффективности, на основании которых определять вознаграждение для руководителей. Достиг нужных результатов – получил больше, нет значит нет.

Но практика прошлого созыва подсказывает, что нынешнее бурление не приведёт к существенным последствиям. Не стоит ждать, будто депутаты соберутся и начнут всерьёз прорабатывать критерии эффективности. Всем понятно, что это очень сложно. Задерёшь планку – придётся ставить сплошные неуды. Упростишь задачи – не добьёшься результата. А система требует очень грамотной настройки. Профильный чиновник может считать себя эффективным в связи с тем, что общественный транспорт в городе работает. А эффективность может быть и такой – когда транспорт приходит вовремя, доступный и чистый.

Посмотрим, как в ближайшее время справится с денежным вопросом заксобрание, где в этом плане точно такие же проблемы и комплексы, как в горсовете. Правительство вышло с инициативой подправить закон о госслужбе, чтобы в дополнение к стандартным поощрениям типа благодарностей и грамот добавить единовременные финансовые выплаты. Размер и порядок выплаты денежных премий предлагается отнести к полномочиям губернатора. Публичные обсуждения премий для министров могли бы стать зрелищем не для слабонервных. Но непрозрачная система премирования опять же вызывает вопросы об эффективности.

Другие новости