Восточный обход готовят к новому конкурсу

В кулуарах минтранса обсуждают скорое расторжение контракта на строительство Восточного обхода с компанией «Сибмост». Есть вероятность, что это комбинация для перезаключения договора с тем же генподрядчиком на более выгодных для него условиях.

Когда-нибудь достроенный Восточный обход соединит Северный обход и трассу на Ленинск-Кузнецкий с Чуйским трактом, что обрадует и новосибирских водителей, и транзитников. Но этот светлый час настанет не скоро. Срок сдачи первого (из четырёх) этапов строительства в последние годы регулярно сдвигается вправо, по меткому выражению губернатора Андрея Травникова. Генеральный подрядчик объекта – ОАО «Сибмост» – не может выпутаться из финансовых проблем, возникших, в том числе, из-за работ на Восточном обходе.

Строительство первого 20-километрового этапа, включающего мост через Иню, начали в 2013 году, планируя закончить в 2017-м. Стройку финансирует Росавтодор деньгами из федерального бюджета. Поэтому неудивительно, что у «Сибмоста» появился московский субподрядчик – группа компаний «Инфраструктура», связанная с могучей в то время группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. Распространённая практика строительных подрядов: если деньги из столицы, вместе с ними оттуда же приезжают помощники по освоению.

«Инфраструктура» подряжалась освоить на Восточном обходе более 4,3 млрд рублей. По факту компания взяла крупный аванс и исчезла в 2015 году, оставив «Сибмосту» непаханое поле и кинутых мелких субподрядчиков до кучи. Почти год понадобился генподрядчику, чтобы набраться решимости для суда. По-видимому, бывший владелец «Сибмоста» Альберт Кошкин пытался урегулировать проблему без скандалов, обращаясь к тем, кто рекомендовал (или навязывал) «Инфраструктуру» в качестве субподрядчика. В итоге летом 2016 года пришлось всё же подавать иск почти на 1 миллиард. Тогда уже было понятно, что первый этап обхода не будет сдан в срок. В то время работы на объекте были выполнены лишь на 2,5 млрд при общем бюджете первого этапа в 10,35 млрд.

Вокруг «Сибмоста» в то время закрутилась череда увечий, приведшая к смене собственников. Финансовые разборки притормозили все стройки компании. Консорциум, включающий Сбербанк и АФК «Система», взяв под контроль компанию-мостостроителя, взялся реанимировать проекты. В том числе, Восточный обход. В 2019 году на стройке были видны некоторые работы. Министр транспорта Анатолий Костылевский заявил, что первый этап трассы будет сдан в 2021 году. На итоговой пресс-конференции в конце декабря Травников с сожалением отметил, что «Сибмост» не смог набрать нужные темпы, поэтому областные власти обсуждают с Росавтодором «некоторые решения».

В январе губернатор уточнил, что график работ по первому этапу вновь предстоит сдвигать, как минимум, на полгода. Причиной тому Травников назвал некие меры, которые придётся предпринять заказчику стройки. Нетрудно догадаться, что речь о досрочном расторжении генподряда. Но мера, кажущаяся воспитательной, в данном случае таковой не является. Источники ЦДЖ утверждают, что если Росавтодор не возьмётся за расторжение контракта, это сделает «Сибмост».

В компании считают невыгодными нынешние финансовые условия достройки объекта. При расторжении контракта Росавтодор проведёт новый конкурс. Смету актуализируют. И «Сибмост» сможет выиграть контракт вновь. Формальных препятствий к тому нет. Компания научилась отбиваться от штрафных претензий. У нынешнего президента «Сибмоста» Сергея Титова крепкие связи в областном министерстве транспорта и в региональном подразделении Росавтодора – федеральном управлении автодорог «Сибирь».

Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю с путепроводом через железную дорогу в Коченёво, для обязательной сдачи которой «Сибмост» получил все мыслимые предупреждения и угрозы, включая разрыв контракта. А объект в итоге так и не успели сдать. Открыли лишь техническое движение по путепроводу, доделывать будут уже в 2020-м. Тем не менее, обошлось без скандалов. Поскольку путепровод вошёл в нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Предъявляя претензии за срыв сроков, пришлось бы признать, что работы по нацпроекту в 2019 в полном объёме не выполнены. А по официальной версии, они в Новосибирской области выполнены полнообъёмно и своевременно.

Трудно судить, кто из региональных игроков мог бы перехватить контракт на Восточный обход у «Сибмоста», кроме ОАО «Новосибирскавтодор». Компания Дмитрия Пингасова лидирует на рынке и пользуется благосклонностью властей. Опыт с «Инфраструктурой» показал минусы привлечения московских компаний. Чтобы помочь одной из последних мостостроительных компаний России, власти могут решиться в очередной раз поддержать «Сибмост». Но с каждым таким шагом ответственность за проколы компании всё больше переходит на чиновников, принимающих решения.

Другие новости