Банкротство «Холидея» сталкивает поставщиков с банками

Банкротство компании «Холидей» пытаются политизировать из-за действий конкурсного управляющего, взыскивающего деньги с поставщиков. Крайними в истории могут оказаться банки – крупнейшие кредиторы ритейлера.

«Холидей» входит в число крупнейших региональных торговых сетей. Развитие процедуры банкротства компании становится масштабным примером, как действие закона о банкротстве может оборачиваться против добросовестных контрагентов и кредиторов. Общий долговой портфель «Холидея» превышает 15 млрд рублей, а среди кредиторов Альфа-банк, Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и войско компаний-поставщиков. Лидирующие роли в спорах вокруг перспектив банкротства до последнего времени были у банков. Но последние события вывели на первый план малый и средний бизнес.

В конце года конкурсный управляющий «Холидея» Трофим Кузнецов подал в арбитражный суд Новосибирской иски к компаниям, получившим полный или частичный расчёт за поставки после 10 декабря 2017. То есть, после начала процедуры банкротства. Действия управляющего обусловлены требованиями закона о банкротстве. При этом под удар попали десятки сибирских компаний, до не давнего времени радовавшихся полному или частичному расчёту со стороны банкрота.

Первые 15 исков управляющего были удовлетворены арбитражом до Нового года. События заметно взволновали предпринимателей соседних регионов. Об этом говорят публикации не только в новосибирских, но и в омских, и алтайских СМИ. Управляющий добивается восстановления права очередности: удовлетворяя его иски, суд взыскивает деньги с поставщиков и возвращает их в очередь кредиторов. Для малого и среднего бизнеса такие последствия довольно болезненны.

Мотивация Кузнецова, обязанного действовать по закону под угрозой жёстких санкций за неисполнение, предпринимателей не волнует. Деловые СМИ пестрят заголовками о том, что бизнесмены обратились к полпреду президента в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло с просьбой помочь в разрешении ситуации, связанной с банкротством торговой сети. Звучат призывы обратиться с той же темой в правоохранительные органы. Это может политизировать повестку и существенно добавить бюрократических забот всем сторонам. Но вряд ли повлияет на практику применения закона о банкротстве.

Благоприятный для поставщиков выход из ситуации зависит от позиции крупнейших кредиторов. Если стороны договорятся о выходе из кризиса, процедуру банкротства можно будет свернуть. Конкурсное производство в «Холидее» ввели в феврале 2019. В июне по иску Альфа-банка суд запустил процедуру личного банкротства в отношении Николая Скороходова, основного акционера сети и поручителя по кредитам. Осенью он предложил банкам план реструктуризации долгов, предусматривающий расчёт к концу 2022 года с дисконтом в 46% посредством продажи части недвижимого имущества и частично за счёт доходов от сети дискаунтеров «Холди», входящей в группу «Холидей». Кредиторы большинством голосов план отвергли.

А в декабре Альфа-банк добился в суде ареста имущества и денег ООО «НСК-Холди» на 17,4 млрд рублей. Решение могло парализовать работу сети, но день спустя суд изменил меру, ограничившись арестом на товары в обороте без указания определённой темы, материалы и оборудование. Судя по тенденции, от банков можно ожидать новых шагов, нацеленных на осложнение ситуации должника. А значит, откладывающих перспективу мирного урегулирования. В такой ситуации поставщикам, получившим расчёт в банкротный период, надо готовиться к возврату в очередь кредиторов и уповать на добрую волю и социальную ответственность банков, определяющих ход развития событий.

Между тем, как утверждают представители Скороходова, должник предложил новый план реструктуризации, в котором благодаря высвобожденному из залога имуществу размер дисконта снижен до 35%. Позиция банков прояснится позже. Возможно, их тоже ждут сюрпризы от управляющего: срок подачи исков о возврате средств, полученных от «Холидея» в нарушение очерёдности кредиторов, истечёт лишь 1 марта, и банки-кредиторы, получавшие деньги от компании в период после 1 декабря 2017 года, тоже могут оказаться в числе ответчиков.

Другие новости