Алтайские эксперименты с миллиардами СГК могут пригодиться Новосибирску

Пока в Новосибирске спорят о подходах к модернизации теплосетей, в Алтайском крае власти, энергетики и общественники пришли к общему решению, гарантирующему необходимые инвестиции в обновление и предсказуемую тарифную политику.

Зимой 2015-2016 года кабинет мэра каждый день превращался в штаб, где собирались чиновники, энергетики, транспортники, силовики. На повестке стояли вопросы жизнеобеспечения города – на сколько часов хватит угля, какие сегодня нужны запчасти, кто их привезёт, на какой станции стоят вагоны с топливом. У первых лиц города вошло в привычку постоянно щупать батареи, проверяя температуру теплоносителя. Отопительный сезон шёл на грани, риск глобальной аварии был ежедневным. По признанию мэра, ещё одной такой зимы город не выдержал бы.

Это недавнее прошлое Рубцовска, о котором мэр Дмитрий Фельдман рассказывал 18 октября в Барнауле на круглом столе «Эффективное взаимодействие власти и бизнеса в целях модернизации теплоэнергетического комплекса региона». Интересно было посмотреть на контраст между новосибирским и алтайским стилем обсуждения проблем энергетики. В сибирской столице представители энергосистемы обычно защищаются от претензий и нападок депутатов, общественников, а бывает, что и чиновников. В Алтайском крае стороны больше похожи на партнёров.

По признанию Фельдмана, власть несёт ответственность за то, что городская энергосистема дошла до критического состояния. В постсоветское время промышленность Рубцовска вошла в пике. Одна предвыборная кампания сменялась другой, и власти на протяжении 15 лет пытались решать проблему социального негатива путём сдерживания тарифов. В том числе, на тепло. Теплотрассы приходили в упадок, денег на обновление не было. Частный собственник рубцовской ТЭЦ зарабатывал на производстве тепла и мог не заботиться насчёт доставки теплоносителя до квартир потребителей – это была уже проблема мэрии. В итоге город пришёл к ситуации, когда в теплоэнергетике стало необходимым менять всё сразу и прямо сейчас.

Бывший вице-губернатор, а сейчас исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Виктор Мещеряков рассказал, что миллиардов, необходимых для спасения Рубцовска, не было ни у города, ни у края. Нужно было привлекать крупного профильного инвестора. Краевому правительству удалось заинтересовать «Сибирскую генерирующую компанию». На тот момент федеральные власти заканчивали проработку нового механизма тарифообразования через «альтернативную котельную» и ценовые зоны. Условием энергетиков стало внедрение альткотельной в Рубцовске, как метода, позволяющего увидеть окупаемость вложений в 10-15 летней перспективе. «Спасибо СГК, что поверила в нашу способность решить вопрос на правительственном уровне», – заявил Фельдман, уточнив, что инвестор взялся модернизировать муниципальную котельную Рубцовска и теплосети, не дожидаясь документального оформления всех вопросов по новой методике ценообразования.

В 2017 году соответствующие изменения федерального закона вступили в силу. Самый волнующий вопрос: что же случилось с рубцовскими тарифами? Город поделили на три ценовые зоны. В двух тариф снизился, до уровня третьей, а затем разово вырос на 25%. Дальнейшие повышения тарифа ограничены размером инфляции.

Нельзя сказать, что переход на альткотельную дался легко в политическом плане. Соглашение с СГК заключали на фоне очередных выборов, и часть местных депутатов активно критиковала подход мэрии и правительства. Но 2 млрд рублей, оперативно вложенные инвестором в теплоснабжение, дали весьма осязаемый результат в отопительный период. По словам мэра Рубцовска, большинство возмущавшихся сняли претензии. Дополнительно в пользу работы с СГК сыграло благоустройство, которое инвестор провёл на улицах города на следующий год после массированной замены теплотрасс.

На очереди Барнаул – 3 августа 2019 года краевая столица стала ценовой зоной по методу альткотельной. По словам директора филиала СГК по Алтайскому краю Игоря Лузанова, за 10 лет компания вложит в барнаульские теплосети и ЦТП 7,8 млрд рублей, причём уже нынешним летом при подготовке к отопительному сезону инвестиции в модернизацию увеличены в 4 раза, хотя договоры с властями ещё не подписаны. Вице-мэр Барнаула Андрей Фёдоров сообщил, что по всем методикам оценки износ городских теплосетей не менее 60%. Это не столь критичная ситуация, как в Рубцовске, но барнаульские власти и не хотели бы приближаться к опыту соседей. Кроме того, по мнению Фёдорова, сотрудничество с СГК позволит решить экологическую проблему – заместить угольные котельные, портящие атмосферу в центре краевой столицы.

С 1 июля 2020 года тариф на тепло в Барнауле вырастет на 3% плюс инфляция. Много это или мало? По словам замначальника управления по регулированию цен и тарифов Алтайского края Олега Колоскова, по прежней, классической модели тарифообразования барнаульцы за 10 лет переплатили бы за модернизацию на 6 млрд больше, чем заплатят при альткотельной. Существующая схема тарифообразования это затраты плюс процент на предпринимательскую прибыль; соответственно, выгодно раздувать затраты, чтоб увеличить прибыль. Уйти от этой порочной зависимости, по словам Колоскова, позволяет дерегулирование, предусмотренное методом альткотельной. «Это способ более плавного отнесения масштабных инвестиций на тариф», – заявил чиновник, подчеркнув, что для крупных вложений в ЖКХ нет иного источника, кроме средств крупных компаний.

Представители алтайского ОНФ и жилищно-коммунальных объединений, участвовавшие в круглом столе, говорили о том, что СГК пошла на существенный риск, вписавшись в крупные инвестпроекты, являющиеся, по сути, экспериментами с непонятными социальными последствиями. Но опыт Рубцовска все признают позитивным. Результат по Барнаулу, по мнению мэрии и энергетиков, станет виден через 5 лет, когда резко снизится количество отключений.

Насколько интересен алтайский опыт для Новосибирска, где тарифные вопросы входят в топ главных социально-политических раздражителей? По некоторым методикам оценки, износ теплосетей в сибирской столице больше, чем в Барнауле, но ситуация не столь критична, как в Рубцовске две зимы назад. Нужны ли здесь срочные масштабные инвестиции в модернизацию теплоснабжения, что должно послужить для них стимулом и гарантиями – это вопросы к властям, и горизонт для спокойного поиска ответов сокращается. «У нас не было ни времени, ни вариантов. А ситуация по ценообразованию в регионах похожа. Не надо бояться, надо идти вперёд, чтобы не было катастрофы», – считает мэр Рубцовска Фельдман.

Другие новости