Полигоны-бомжи фрустрируют инвесторов

Сбор заявок участников конкурса по новым «мусорным» концессиям в Новосибирской агломерации идёт на фоне продолжающихся протестов против дислокации полигонов. Эпицентр недовольства сместился в Верх-Тулу, где власти считали вопрос давно решённым.

Ещё долго сохранится интрига вокруг потенциальных конкурентов за право заключить с правительством Новосибирской области концессионное соглашение на строительство одного или двух мусороперерабатывающих комплексов. Сейчас министерство ЖКХ принимает заявки. Времени у соискателей ещё довольно много — до конца ноября. Лишь после этого чиновники возьмутся определять, кто достоин выхода в финал конкурса, а кто нет. Звучит мутновато, но на деле процедура должна быть максимально прозрачной. Учитывая высокий градус конфликтности и политизации «мусорной» темы, любые нетранспарентные решения чреваты для чиновников большим скандалом.

Согласно условиям конкурса, в левобережье предполагается построить объект мощностью 300 тысяч тонн в год стоимостью 3,2 млрд рублей. В правобережье объект должен быть крупней — не менее 330 тысяч тонн в год, стоимостью почти 3,5 млрд рублей. Срок действия концессий 25 лет. Минимальные объёмы отходов, гарантированные концедентом, меньше — 255 и 280 тысяч тонн, соответственно.

В конкурсной документации к участникам тендера предъявлены жёсткие требования. В частности, оборот соискателя должен составлять не менее 400 млн рублей ежегодно на протяжении не менее 3 лет. Необходимо подтвердить наличие собственных средств или возможности их привлечь в сумме 95% от стоимости объекта (то есть, речь о сумме порядка 3 млрд рублей). Квалификацию соискателя необходимо подтвердить опытом эксплуатации объекта обращения с ТКО на протяжении 3 лет, предшествовавших подаче заявки.

Сама по себе скандальная история вопроса, связанная с несостоявшейся ранее концессией на строительство двух мусоросортировочных комплексов в новосибирской агломерации, способна отпугнуть осторожных инвесторов. С 2016 года, когда старое концессионное соглашение было подписано с компанией «Экология-Новосибирск», и до мая 2022, когда объявили о его расторжении, участники контракта были под постоянным прессингом политиков и общественников. Подводных камней в проекте было много, а основным — непреодолимым — препятствием стала неспособность правительства предоставить оговоренные участки для строительства комплексов с полигонами.

Конкретные участки были указаны непосредственно в соглашении, что крайне затруднило бы процедуру их замены. Между тем, правобережный участок возле Раздольного оказался в защитной зоне Чкаловского аэродрома, и размещать там объект по обращению с ТКО было запрещено. Кроме того, против строительства комплекса здесь возражали жители соседних дачных обществ, экологи, общественники. Насчёт левобережного участка под комплекс и полигон, выбранному возле Верх-Тулы особых брожений не было.

Сейчас потенциальным инвесторам приходится решать, идти на конкурс или нет, на фоне растущих протестных настроений. Для правобережного МПК власти вновь выбрали участок возле Раздольного, хоть и не тот, что в прошлый раз. Вновь раззадорилось и народное недовольство. Жители соседних посёлков и обществ взялись протестовать ещё летом, изобретательно используя разные формы. То автопробег против полигона устроят, то пикет в центре. Представители правительства выезжали «в люди», пытались напрямую объясниться с недовольными. Консенсуса пока нет.

Неприятным сюрпризом для чиновников стала протестная активность в Верх-Туле. Считалось, что местные жители давно свыклись с будущим соседством рядом с новым полигоном, и чуть ли не с энтузиазмом ждут начала работ по строительству МПК. На деле же власти просто переоценили информированность верхтулинцев. Люди лишь в августе осознали серьёзность намерений МинЖКХ разместить по соседству полигон мощностью 330 тысяч тонн в год. Аргументы насчёт современных технологий и масштабной переработки местных жителей успокаивают слабо. Правительственные чиновники в очередной раз в этом убедились 20 октября на встрече с активом сельсовета. Люди боятся непоправимого ущерба местной экологии и роста тяжёлых заболеваний из-за близости к полигону.

Никто не обещал, что будет легко выбрать место для новых полигонов вблизи Новосибирска. Чиновники как мантру твердят мысль, что никто не будет рад соседству с мусорными комплексами, подразумевая, что жители выбранных территорий должны смириться. Но для людей этот аргумент явно недостаточен. А правительство упорствует, отказываясь рассматривать (и, тем более, публично обсуждать) другие варианты размещения. Депутаты заксобрания, глубоко погрузившись в экономические нюансы концессии, проблемами участков не занимаются, оставив это чиновникам. В итоге при втором подходе к «мусорной» концессии власти могут вновь наступить на грабли, при том, что проблема с локациями МПК совершенно очевидна. Отсутствие внятной стратегии действий для её решения — сдерживающий фактор для инвесторов, думающих об участии в концессии.

Другие материалы