Отставка Люлько скрепила дружбу Локтя и Манцурова

Отставку руководителя департамента промышленности Александра Люлько считают расплатой за багаж скандалов, накопленных подразделением мэрии. Это удачный момент для усиления позиций Александра Манцурова в городской власти.

В феврале 2021 года, когда руководство муниципалитета объявило о планах по реорганизации департамента промышленности, инноваций и предпринимательства, ЦДЖ комментировал, что воплощать эти намерения будет уже новый начальник. Люлько стал первым руководителем департамента, официально получившим неудовлетворительную оценку от депутатов горсовета нынешнего созыва. В ходе обсуждения итогов 2020 года на комиссии по городскому хозяйству лидер депутатского объединения «Лига эффективности» Игорь Украинцев раскритиковал работу департамента над проектом «умных остановок». С его подачи коллеги поставили Люлько неуд.

Чуть позже профильная комиссия по предпринимательству оказалась более снисходительной к отчёту департамента. Сам Люлько эмоционально недоумевал по поводу критики в свой адрес. Однако мэр Анатолий Локоть уже решил реорганизовать департамент. В этом плане не нашлось роли для Максима Леоненко, возглавлявшего управление предпринимательства и инновационной политики: после критики депутатов в адрес Люлько он написал заявление по собственному желанию, но источники ЦДЖ в мэрии утверждают, что инициатива увольнения принадлежала Локтю. Собственно, тогда было понятно, что и Люлько в муниципалитете протянет недолго.

Александр Николаевич пришёл на муниципальную службу как один из членов объединения оппозиционных сил, способствовавших победе Локтя на выборах мэра в 2014-м. Тогда Люлько возглавлял региональное отделение партии «Родина». Сделав выбор между политикой и работой чиновника, вскоре он лишился контроля над парторганизацией, доставшегося Вячеславу Илюхину. Люлько был предпоследним участником объединения оппозиционных политиков, поддержавших Локтя и получивших от него должности. Последним из тех могикан осталась вице-мэр Анна Терешкова – прочие давно либо уволились, либо были уволены.

Некоторые депутаты и общественники считают департамент промышленности ненужным, или даже нелегитимным, коль скоро у муниципалитета нет ни полномочий, ни средств реально поддерживать и развивать промышленность и производство. Люлько до последнего настаивал на целесообразности существования своего подразделения. В целом у департамента весьма обширная и разносторонняя карта сфер интересов. Об этом можно судить, в том числе, и по ретроспективе скандалов. Заместитель Люлько Николай Терехов стал первым крупным чиновником из команды Локтя, пойманным с поличным при получении взятки – аж 5 млн рублей. Чиновнику присудили 8 лет колонии строгого режима. Сейчас в СИЗО находится ещё один бывший подчинённый Люлько – председатель комитета по рекламе и информации Дмитрий Лобыня, которого отправили за решётку по поводу взятки существенно поменьше – всего 200 тысяч рублей.

Последний месяц стал бенефисом негативных поводов, связанных с департаментом промышленности. После депутатской критики в адрес «умных остановок» вскрылась история с продажей участка в Академгородке на улице Демакова без торгов, что дало повод для подозрений в реализации ликвидного муниципального имущества по заниженной цене в интересах конкретных бизнесменов. Сделкой занимался департамент имущественных и земельных отношений под руководством Георгия Жигульского. Но непосредственно продажа осуществлялась через АО «Новосибирское агентство инновационного развития», действующего в сфере интересов департамента Люлько. Одновременно с этим городская КСП опубликовала отчёт о реализации концессионного соглашения по двум муниципальным баням, переданным в управление компании, связанной с главой Первомайского района Виталием Новосёловым. Как выяснилось, условия концессии не выполняются, в то время как некие ИП исправно собирают доходы с работы бань. А это опять же сфера ответственности департамента промышленности.

Уход Люлько будто бы по собственному желанию случился не из-за накопленных ошибок. Точнее, повод понятен, но также ясно, что не все скандалы на его совести. Мог ли он отменить сделку с землёй на Демакова, коль скоро сделка была разработана в рамках личных договорённостей мэра? Расторгнул бы по своей инициативе невыгодный контракт с концессионером бань, связанным с перспективным чиновником-коммунистом? Кстати, если уж о бане речь, то это епархия начальника управления потребительского рынка Виталия Витухина, формально подчинённого Люлько, но фактически реализующего собственную политику. Как и МКУ «Ритуальные услуги» и МУП «Сибирское гостеприимство», где КСП также нашла нарушения на миллионы рублей.

Вместо того, чтобы ответить за ущербную концессию и нарушения в подведомственных структурах, Витухин становится руководителем департамента вместо Люлько. Решение мэра выглядит логичным, если знать, что Витухин родственник владельца компании «Сибирский гигант» Александра Манцурова, поддерживавшего Локтя и в 2014-м, и в более поздних кампаниях. Сейчас у новосибирской КПРФ сложный период: в 2020 году парторганизация потеряла многих спонсоров, а ресурсы остро нужны на выборы в Госдуму. Время укреплять сохранившиеся связи с крупным капиталом.

У Манцурова есть встречные интересы. Например, участок на Ипподромской перед заксобранием превратился из выгодного актива, за который соперничали девелоперы, в неликвид из-за внезапных планов областных властей обустроить там сквер. Надо договариваться с мэрией о достаточно доходном выкупе или мене. Напомним, что ещё один чиновник, карьера которого связана с проектами Манцурова – Виктор Аверин – трудоустроен Локтем на пост замначальника ДЗиИО с неплохими шансами занять место Жигульского в случае его ухода. Тогда бизнесмен сможет влиять через первых лиц на политику уже двух доходных департаментов Новосибирска.

Другие материалы