Морозов складывает полномочия, Шмидт перекладывает

В заксобрании меняется председатель комитета по строительству — депутат Александр Морозов досрочно складывает полномочия. В то же время закачалось кресло под министром строительства Иваном Шмидтом. В обоих кейсах ищут тень нового ЛДС.

Обвинённый в мошенничестве с бюджетным грантом Александр Морозов по ходатайству следствия был ограничен в возможностях общения с людьми и посещения массовых мероприятий. По версии правоохранителей, депутат нанёс государству ущерб на 15 млн рублей. В соответствии с партийной практикой, «Единая Россия» приостановила членство политика, входящего в президиум регионального политсовета. Сразу после предъявления Морозову обвинений первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров комментировал ситуацию для СМИ, утверждая, что коллега сохранит депутатские полномочия до приговора, если такой будет обвинительным. Но размандачивание случилось гораздо скорей. Уже 11 июня источники в ЕР и в правительстве подтвердили, что Морозов написал заявление о досрочном отказе от мандата.

В прошлом созыве заксобрания под уголовное преследование попал депутат Александр Караськов, возглавлявший в то время Национальный медицинский исследовательский центр имени Мешалкина. Он сложил полномочия добровольно до того, как ему предъявили обвинение и взяли под стражу. Таким образом, для областного депутатского корпуса репутационный ущерб был сведён к минимуму. Сложение полномочий Морозовым сейчас это тоже освобождение заксобрания от ответственности за депутата под уголовным прессингом, чем бы он ни закончился. Но облегчение запоздалое: вид одного из опытнейших новосибирских политиков в наручниках, в клетке, в зале суда — это веха.

А ещё в суде слушается дело по обвинению в мошенничестве депутата Валентина Сичкарёва. А на следующей неделе истекает срок, в течение которого прокуратура должна ответить на запрос о наличии либо отсутствии незадекларированной квартиры в Испании у депутата Ирины Диденко. Как-то всё настолько совпало в моменте, что у любителей конспирологии сплошное раздолье.

Если держаться фактов, то комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам с уходом Морозова лишается председателя. Александр Владимирович возглавил непрофильное для себя направление после выборов 2020 года, когда для ухода от вопросов о конфликтах интересов произошла рокировка глав большинства комитетов. Так Морозов перешёл с бюджетного на строительный. Последнее заседание комитета, прошедшее в мае, запомнилось неожиданным включением в повестку вопроса о реальном положении дел на строительстве новой спортивной арены. Морозов назначил выездное заседание непосредственно на объекте. Оно прошло 26 мая без каких-либо сенсаций, в спокойном ключе. 3 июня у Морозова прошли обыски и его задержали.

В кулуарах обсуждают мнимую взаимосвязь событий. Как бы то ни было, сейчас обязанности председателя комитета возложены на Евгения Покровского. Это временное решение — в рамках борьбы с конфликтом интересов профильный комитет не должен возглавлять представитель компании-застройщика. Зампред комитета Вадим Агеенко не может претендовать на пост председателя из-за партийной принадлежности: он коммунист, а ЕР сохраняет за собой позиции во главе всех комитетов и комиссий заксобрания. Председателем мог бы стать Дмитрий Козловский — другой зампред, достаточно опытный депутат, тоже не относящийся к числу застройщиков. Но в заксобрании говорят о возможности продолжения рокировок: главой строительного комитета может стать «варяг» из другого комитета. Скорее всего, вопрос прояснится уже к ближайшей сессии, где, как ожидается, будет официально объявлено о сложении Морозовым полномочий.

На этом фоне губернатор Андрей Травников перераспределил полномочия в областном министерстве строительства. Министр Иван Шмидт получил персональную ответственность за строительство крупнейших областных объектов — ледовой арены с инфраструктурой в Левобережье, ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов», кампуса Новосибирского национального исследовательского госуниверситета, Федерального детского реабилитационного центра, а также инфраструктурных объектов, прилегающих к Региональному центру волейбола. От текущей деятельности министр освобождён — она полностью передана в руки его заместителю Алексею Колмакову. Последний для большинства новосибирских застройщиков теперь в отрасли фигура №1. Но это опять же может быть временным решением.

В конце правления губернатора Владимира Городецкого и в начале работы в Новосибирской области Андрея Травникова на уровне правительства обсуждалась идея создания проектного офиса, который координировал бы крупнейшие областные стройки. Воплощения в жизнь затея не нашла. Теперь для особо значимых строек фактически выделяют министра, но непонятно, на какой аппарат он будет опираться.

Для Шмидта ситуация с персональной ответственностью за проекты, от которых зависит имидж региона, открывает две двери — либо грудь в крестах, либо голова в кустах. И первостепенный вопрос здесь, по мнению политической тусовки, касается опять-таки ЛДС: арена должна быть введена уже в следующем году. По бюрократической логике, такого ответственного чиновника нужно держать на посту до последнего, чтобы было на кого указать, как на крайнего, случись проблемы. Но у Шмидта проблемы растут с динамикой, не уступающей индийскому штамму ковида. После визита Генерального прокурора Игоря Краснова губернатор объявил главе минстроя выговор за бездействие в решении проблем обманутых дольщиков. Теперь фактически отстранил от министерской повестки, ограничив ореол деятельности пятью проектами. За этим может последовать переформатирование министерства, и непонятно, впишется ли в него действующий министр.

Другие материалы