Сделка Сальникова оставила Проничеву незавидную роль

Скандальное дело о медиашантаже руководства спортклуба «Успех» выходит в публичную фазу. Материалы против журналиста Николая Сальникова переданы в суд по сделке, бизнесмен Сергей Проничев знакомится с обвинительным заключением.

Для трёх фигурантов истории о попытке шантажа с помощью сиквела фильма «История успеха ОПС «Успех»: из рэкетиров в депутаты» события пошли по разным сценариям. Предприниматель Евгений Кузьменко, передававший деньги Сальникову и Проничеву, благодаря сотрудничеству со следствием остался в статусе свидетеля. Сальников, несмотря на нелепую попытку бегства из-под домашнего ареста, сохранил сделку со следствием, признав вину и дав нужные показания. Дело против него было выделено в отдельное производство и уже передано в суд, который рассмотрит материалы в особом порядке, без исследования доказательств. Проничев намерен доказывать невиновность в суде. В ходе следствия он отказывался давать показания, опираясь на 51-ю статью Конституции РФ, разрешающую не свидетельствовать против себя.

Следствие считает исчерпывающими собранные доказательства и не ждёт сюрпризов от откровений Проничева в суде. Процесс внесёт ясность в спорную ситуацию насчёт помещения, в котором были задержаны Проничев и Сальников. Речь об офисе в «Ланта-центре», который защита бизнесмена представляет как адвокатский кабинет Анжелы Платоновой. В силу особого статуса помещения возможность проведения оперативно-следственных мероприятий в нём ограничена законом. Платонова заявляла, будто присутствовала на встрече Кузьменко с Проничевым при передаче денег. В этой связи следователь вызвал её на допрос как свидетеля, присутствовавшего при совершении преступления, и отвёл от защиты Проничева. Вызов на допрос разрешил Центральный суд, однако в областном суде Платонова добилась отмены этого решения.

При этом у следствия есть основания считать, что в действительности помещение всё же является офисом Проничева. Об этом говорят портреты и грамоты, украшающие интерьер, документы и личные вещи. В Минюсте кабинет Платоновой по данному адресу не зарегистрирован, нет о нём сведений и в справочнике 2GIS. Также вызывают сомнения слова о присутствии Платоновой при встрече — свидетельские показания и оперативные материалы их не подтверждают. В суде станет ясно, будут ли Проничев и Платонова настаивать на этих обстоятельствах, или нет. Одно дело заявления для СМИ, другое — показания под присягой.

У следствия есть вопросы и к другому представителю защиты Проничева — адвокату Елене Мадеевой, сумевшей встретиться в СИЗО с Сальниковым. МВД и Следственный комитет обратились в Адвокатскую палату Новосибирской области с требованием применить меры дисциплинарной ответственности к Мадеевой. По мнению следователей, адвокат могла препятствовать предварительному следствию и пытаться подкупить подозреваемого ради корректировки его показаний.

70-летний Проничев прожжённый бизнесмен с большим политическим опытом. Безусловно, он понимает, что в нынешней диспозиции тянет на роль главного виновника. Благодаря досудебному соглашению Сальников может рассчитывать на минимальное наказание. Дело против Проничева построено на показаниях Кузьменко и Сальникова. Возможность дополнить картину своими показаниями на стадии предварительного следствия бизнесмен упустил. Судя по письмам из СИЗО (в том числе, о намерении создать правозащитную организацию — ЦДЖ рассказывал об этом две недели назад), Проничев настроен политизировать процесс. Суд может получиться зрелищным, в том числе благодаря участию в качестве свидетелей известных и влиятельных персон, участвовавших в событиях — депутата Госдумы Виктора Игнатова и основателя «Успеха» Вениамина Пака.

Другие материалы