Информационно-аналитическое агентство

Расходы на арену готовят к взлёту

Власти города и области всерьёз обсуждают возможность построить ледовую арену на территории бывшего аэропорта «Северный», принадлежащей холдингу СДС. Проект может стать дембельским аккордом Алексея Кондратьева – его прочат на мост главы минстроя.

25 декабря новосибирский горсовет обсудит перспективы строительства стадиона к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023 на территории аэропорта, закрытого в 2010 году. Рассмотреть эту площадку на прошлой неделе предложил мэр Анатолий Локоть. По мнению градоначальника, преимущества территории в том, что она не застроена и расположена близко к метро и центру города. 11 декабря предложение мэра обсудили на совещании у врио губернатора Андрея Травникова, где представители компании «СДС-Строй» выразили готовность передать землю под строительство арены.

Хоть собственник и готов фактически подарить участок, это ещё не решение проблемы. Близость территории к центру всё же довольно относительная. Травников отметил, что придётся решать на федеральном уровне вопрос о продлении Ленинской линии метро от площади Калинина до аэропорта. Кроме того, по мнению главы региона, строить стадион здесь придётся за счёт бюджета. Концепцию строительства за счёт инвесторов, которая обсуждалась для застройки площадки на левом берегу Оби, в данном случае реализовать невозможно.

Концепция строительства стадиона в левобережье вместе с жильём, административными зданиями и парком, разработанная компанией «Парк чемпионов», на сегодняшний день остаётся единственным проработанным проектом. Что будет обсуждать горсовет 25 декабря – не очень понятно. Какие расчёты, эскизы, проекты инфраструктурных решений будут представлены депутатам? По оценке «Парка чемпионов», современная многофункциональная арена вместимостью до 12 тысяч человек, подходящая для проведения разнообразных спортивных и культурно-массовых мероприятий, обошлась бы в 4,5 млрд рублей. Во сколько бюджетных рублей оценят арену в аэропорту, и на чём будут основаны эти расчёты? Не получится ли так, что депутатов попросят с наскока одобрить непроработанную идею?

Желание подарить землю под стадион вряд ли обусловлено приступом щедрости. Холдинг СДС уже несколько лет владеет территорией Северного, но до сих пор так и не приступил к освоению площадки. Источники ЦДЖ объясняют это проблемой зонирования, запрещающего строить здесь многоэтажное жильё. Вопрос изменения зоны уже пытались выносить на публичные слушания, но безуспешно. Подарок городу в виде земли под арену похож на заход с другой стороны. Земельный банк СДС от этого не оскудеет: по оценке консалтинговой компании «Абажур», участок под застройку в бывшем аэропорту может составлять 215 га. Для сравнения – в проекте «Парка чемпионов» под стадион со всей инфраструктурой было достаточно 10 га.

Также для сравнения напомним, что горсовет заблокировал идею «Парка чемпионов», отказавшись передать под застройку 30 га муниципальной земли возле метромоста на левом берегу Оби. Депутаты посчитали, что строительство жилмассива на 400 тысяч квадратных метров жилья здесь обойдётся городу слишком дорого, поскольку придётся платить за детсады, школу и поликлинику. Кроме того, значительно возросла бы транспортная нагрузка в районе Октябрьского моста. А что будет с транспортной ситуацией в районе аэропорта Северный, если здесь начнётся застройка даже не 200, а хотя бы 100 га?

Даже сама по себе новая арена, построенная в северной части города, может существенно повлиять на транспортные потоки, и её запуск без расширения Красного проспекта либо запуска дублёра вместе с продлением ветки метро выведет пробки на совершенно новый уровень. Хорошо, что власти понимают наличие транспортных проблем. И даже ищут стратегические решения. Например, говорят о возможности использовать взлётно-посадочную полосу как основу для магистрали до Родников. Но если магистраль будет упираться в сегодняшнюю схему между Красным и Жуковского, облегчения жителям северных территорий города не будет. Кроме того, нужно понимать планы по застройке территории аэропорта, чтобы прикидывать масштаб бюджетных расходов на социальную инфраструктуру – те же детсады, школы, поликлиники.

У Северного есть ещё одна особенность – соседство с площадкой базирования авиации Национальной гвардии. Строительство арены, как объекта массового посещения, не говоря уже о многоэтажном жилье, может оказаться невозможным из-за полётов силовиков. Кстати, базирование нацгвардии здесь ранее уже было обозначено как существенно препятствие в развитии территории. В том числе, продолжения строительства Красного проспекта. Со временем тема как-то подзабылась. Хорошо бы чиновникам и депутатам прояснить её вовремя.

Картина будущего в данном проекте должна быть понятна из расчётов и схем. Есть ли они в наличии станет ясно 25-го. Ключевым автором презентации должен стать вице-мэр и руководитель департамента строительства и архитектуры мэрии Алексей Кондратьев. Его считают главным проводником для инвестиций СДС в мэрии и в горсовете. Одновременно Кондратьева оценивают в правительстве. Так совпало, что активное обсуждение альтернативных площадок под арену идёт на фоне увольнения вице-премьера и министра строительства Сергея Боярского. Областное руководство ищет ему смену. В качестве одного из претендентов рассматривают Кондратьева. Лоббирование проекта в аэропорту либо поможет карьере чиновника, либо даст повод для сомнений в его профессионализме. Речь идёт о самой крупномасштабной и дорогостоящей стройке Новосибирска на ближайшее десятилетие. Если горсовет боялся, что освоение левобережной поймы окажется не по бюджетному карману, то к расчётам по проекту развития территории старого аэропорта надо подходить гораздо тщательней.