Информационно-аналитическое агентство

Мэрия заказала трамвай из прошлого

Эксперты «Роскосмоса» раскритиковали конкурс на покупку белорусских трамваев, объявленный мэрией Новосибирска. За цену новых трамваев городские власти покупают бывшие в употреблении машины, собранные по технологиям 50-летней давности.

Предприятие «БКМ-Сибирь» – гордость мэра Анатолия Локтя. Мэрия создала его совместно с белорусским «Белкоммунмашем». Бизнес-идея проекта непроста: муниципалитет покупает в братской республике поезженные трамваи, модернизирует их в Новосибирске и запускает на линии. В прошлом году, таким образом, парк муниципального «Горэлектротранспорта» пополнился 12 единицами подвижного состава. Правда, подвижность оказалась недолговечной. Некоторые трамваи и полгода не отходили, как их колёсные пары уже пришлось ремонтировать. В «Горэлектротранспорте» считают виной поломок плохое состояние путей. Понятно, что обратно в Беларусь вагоны не отправишь. Несмотря на поломки, в имиджевом плане мэрия последовательно выпячивает значимость совместного с белорусами проекта. И добивается поддержки областных властей. Прошлой осенью из бюджета региона на модернизацию трамваев было выделено 100 млн рублей.

Чуть раньше, в начале августа состоялись переговоры первого вице-премьера Владимира Знаткова и мэра Анатолия Локтя с врио гендиректора ОАО «Объединённая ракетно-космическая корпорация» Павлом Поповым о возможности реализации в Новосибирске масштабного обновления трамвайных парков и маршрутов. Напомним, что в «Роскосмосе», как в гигантской матрёшке, скрывается множество разнообразных предприятий. В состав ОРКК входит известный ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева». А в структуре этого ФГУП – менее известный «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова». Помимо продукции для космических нужд, предприятие выпускает пять современных моделей трамваев, номинальная скорость которых в загруженном состоянии – 75 километров в час.

На тот момент госкорпорация хотела выбрать в России пару городов для пилотных проектов тотальной трамвайной реновации. Для мегаполисов характерны проблемы пробок и неэффективного общественного транспорта. Обновление старых трамвайных линий и подвижного состава вместе с прокладкой новых маршрутов могли бы радикально изменить ситуацию. Но для комплексного решения проблемы требуются десятки миллиардов рублей, которых в городских бюджетах нет. И госкорпорация была готова вложить свои средства на условиях концессии, чтобы доказать на конкретных примерах, насколько выгодно и эффективно решать городские транспортные проблемы с помощью трамвая из Усть-Катавы.

Дальше формального знакомства в Новосибирске дело у «Роскосмоса» пока не пошло. Мэрия держится курса на поддержку СП с белорусами. На прошлой неделе стало известно о новом конкурсе, на котором «Горэлектротранспорт» намерен закупить пять трамваев на 90 млн рублей. Представители муниципалитета не скрывают, что контракт заточен под очередную поставку из Беларуси. Таким образом, вагон обойдётся в 18 млн, плюс реконструкция на новосибирском предприятии, плюс будущие расходы на ремонт.

На этом фоне ОРКК направила в Агентство инвестиционного развития Новосибирской области официальное коммерческое предложение о поставках новых трамваев по 22 млн рублей за вагон. Трамваи могут быть тюнингованы под городской стиль. Гарантийный срок 18 месяцев. Коммерческие условия белорусов не кажутся привлекательней. А технологические параметры заслуживают отдельного профессионального анализа.

Изучив опубликованные в открытом доступе технические характеристики контракта, предполагаемого к заключению «Горэлектротранспортом», эксперты «Роскосмоса» обнаружили намерение купить машины, созданные с использованием «морально устаревших конструкторских и технологических решений 50-летней давности» (копия заключения есть в распоряжении ЦДЖ). В частности, обязательным требованием к вагону является «полная унификация узлов и агрегатов тележки с узлами и агрегатами тележки трамвайного вагона 71-605». «Таким образом, в закупаемый вагон закладываются показатели и характеристики тележки, разработанной более 50 лет назад. Данная тележка уже не соответствует основным требованиям, предъявляемым к современным трамвайным вагонам, – сказано в комментарии. – В настоящее время созданы образцы новых трамвайных вагонов с более совершенной конструкцией двухступенчатого рессорного подвешивания. Данное решение позволяет обеспечить более щадящие условия эксплуатации тягового редуктора и прочего оборудования, смонтированного на раме тележки, что увеличивает их общий ресурс и межремонтные интервалы». Современная технология двухступенчатого подвешивания, используемая, в том числе, в усть-катавских трамваях, значительно снижает акустическое и вибрационное воздействие, как на пассажиров, так и на окружающую среду.

В заключении сказано, что энергопотребление устаревших вагонов на 35% выше, чем у современных. При том, что вместимость и площадь низкого пола у трамваев, которые закупает муниципалитет, меньше. Большее число ступеней в салоне, люки в крыше и пожароопасный пол отрицательно влияют на безопасность пассажиров. Ещё одно важное отличие вагонов – маленький гарантийный срок. Кроме того, для сибирского климата у белорусских трамваев, по мнению экспертов «Роскосмоса», недостаточная мощность отопления, неспособная создать комфорт для пассажиров зимой.

Это не полный перечень вопросов к условиям закупки. Но конкурс объявлен, и очевидно, что ни усть-катавский завод, ни любой другой конкурент «Белкоммунмаша» на победу рассчитывать не сможет. Можно было бы согласиться с необходимостью покупать именно бывшую в употреблении технику ради великой экономии. Но расчёты показывают, что условия не позволяют ни сэкономить, ни по-настоящему качественно обновить трамвайный парк. Вопросы к условиям закупки, в целом, ставят под сомнение проект реконструкции белорусских трамваев. Для самолюбия городского руководства это может быть болезненным. А если считать деньги? На этой неделе муниципалитет опубликовал программу развития транспортной инфраструктуры города до 2030 года. Значительный раздел посвящён перспективам трамвайного сообщения. Самое время решить, старые или новые технологии будут выбраны для реализации программы.