Информационно-аналитическое агентство

Инвесторы скоро оценят областной закон о госсобственности

Законопроект об управлении госсобственностью готов к рассмотрению. Изучив опыт разных регионов, 12 апреля депутаты расставили последние точки над i в Томске, в ходе рабочего совещания представителей двух областных парламентов – Новосибирского и Томского.

Обсуждение проекта закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» уже внесено в повестку заседания комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания, назначенного на 18 апреля. Председатель ЗС Андрей Шимкив считает, что документ может быть вынесен в первом чтении на апрельскую сессию. Во всяком случае, заседание рабочей группы по законопроекту на прошлой неделе показало, что обсуждать осталось нюансы, а основная идея вопросов не вызывает.

Идея законодательного закрепления полномочий и ответственности заксобрания в вопросах контроля за госсобственностью и бюджетными обязательствами в Новосибирске прозвучала новационно. Кому-то показалось, что речь идёт о революции в распределении сфер влияния. Однако если посмотреть на федеральный опыт – а именно к этому последовательно призывает руководство ЗС – станет очевидно, что такая форма взаимодействия законодательной и исполнительной власти действует во многих регионах.

Шимкив анонсировал законопроект в декабре 2017 года, отчитываясь по итогам работы и анонсируя задачи на будущее. Поводом стали резонансные истории о нарушениях и о сомнительной эффективности в вопросах управления госсобственностью и заключения концессий, потенциально обременительных для бюджета. По итогам проверок крупных областных активов Контрольно-счётной палатой, в рамках работы над концессиями по Центральному мосту и строительству мусоросортировочных заводов депутатам приходилось глубоко вникать в специфику, выявлять ошибки, искать альтернативные решения. Наиболее показательным примером в заксобрании считают концессию по мосту, в которой после вмешательства депутатов размер бюджетных гарантий сократился почти вдвое, на 43 млрд рублей. На слуху ещё истории с претензиями к управлению Академпарком, Биотехнопарком и областным БТИ.

Комментируя инициативу по специальному законопроекту, Шимкив отмечал, что в нынешнем созыве депутатский корпус отработал уже половину срока, но похожие проблемы в управлении госсобственностью продолжают вскрываться. Чтобы перейти от частностей к системной работе, нужны чёткие правила, которые и должен содержать новый закон. Работа над проектом заняла всего лишь один квартал. Кажется, что это очень быстро, учитывая подспудное политическое сопротивление. Но на самом деле это свидетельство наработанной практики. Депутаты учли местные особенности, однако заново с нуля придумывать велосипед не пришлось. Помог опыт Ульяновской, Смоленской, Томской, Челябинской областей, Пермского и Красноярского краёв.

К слову о сопротивлении. Политическая значимость законопроекта велика. Она соответствует амбициям и профессионализму нынешнего депутатского корпуса, сумевшего уравновесить исполнительную власть во влиянии на формирование бюджета региона. Понятно, что нарушение привычного хода событий в вопросах отчётности об управлении госактивами и бюджетными деньгами напрягает профильных чиновников. «Никто на полномочия и работу министров не покушается. Ничего личного. Мы готовы взять и на себя ответственность за решения, которые касаются крупных бюджетных расходов. Расходов, в том числе будущих десятилетий», – комментировал Шимкив. Удалось ли руководству ЗС донести свой подход до членов правительства, или же сомнения чиновников отпали сами собой, но факт в том, что открытых вопросов по целесообразности и сути закона о госсобственности до сих пор не было. Более того, врио губернатора Андрей Травников идею законопроекта поддержал, отметив, что он действительно важен для дополнительного контроля и для будущих гарантий.

Под словами Травникова могли бы подписаться и представители крупного бизнеса, работающего в сфере государственно-частного партнёрства, если бы их пригласили к обсуждению. Проекты ГЧП и концессии во многих случаях долгосрочны. Смена губернатора или мэра это всегда фактор риска для инвесторов. Распределение ответственности между исполнительной и законодательной властью субъекта может стать дополнительной гарантией для предпринимателей, поможет повысить привлекательность инвестиционного климата в области.

Учитывая значимость проекта закона, в рабочую группу по его разработке вместе со спикером вошли все его заместители и главы профильных комитетов. Таким образом, к работе над документом приложили руку представители всех четырёх парламентских партий, представленных в ЗС. На прошлой неделе группа подвела итоги, обозначив главные цели принимаемого законопроекта. Речь идёт о создании новой системы управления госсобственностью, которая позволит не только создать системное комплексное представление о текущем состоянии областных активов, но и вырабатывать основные направления для эффективного использования в интересах развития экономики региона. «Я вообще считаю, что за последнее десятилетие это наиболее глубокий, серьёзный закон, который рождается в дебатах, в дискуссиях, с детальной проработкой на рабочих группах. То есть, это не надуманная проблема, она на слуху, она резонансно отзывалась в информационной среде», – комментирует вице-спикер Владимир Карпов.

Верность курса подтвердила 12 апреля «сверка часов» на выездном совещании с законодателями Томской области. У соседей четыре закона, регулирующих функционал двух ветвей власти по управлению госимуществом, а созданная система взаимодействия по обращению с областной собственностью работает уже более пяти лет. «Мы убедились, что находимся на правильном пути, увидев практику применения законодательства, причём очень системного и детально проработанного совместно региональным правительством и Томской областной думой. Законодательства, которое позволяет действительно по государственному управлять имуществом, – прокомментировал итоги встречи председатель бюджетного комитета заксобрания Александр Морозов. Депутат выделил два важных момента – детальное разделение полномочий и ответственности исполнительной и законодательной власти, а также экспертное отражение проектной работы правительства в деятельности законодателей. «Это консолидация правил, которые позволяют эффективно использовать бюджетный ресурс, в частности, в виде государственной собственности», – считает Морозов.

После принятия новосибирского закона функционал и полномочия исполнительных органов власти должны остаться неизменными, а у заксобрания усилятся функции согласования и контроля. Вместе с этим, появится новый механизм, позволяющий оперативней, чем сейчас, корректировать политику по управлению госсобственностью для большей эффективности. Если закон будет принят так же гладко, как он прошёл стадию разработки, уже в ближайшее время новая система пройдёт испытание на практике. На повестке областных властей перезапуск концессий по мусоросортировочным заводам и новосибирским поликлиникам. Вероятно, соглашения с инвесторами будут заключаться уже с учётом требований областного закона о госсобственности.