Информационно-аналитическое агентство

Депутаты заставляют Пронькина подумать о будущем

Ситуация на зерновом рынке создаёт высокое напряжение не только в экономике, но и в политике. 30 ноября Законодательное собрание жёстко обсудило действия регионального минсельхоза, предвидевшего риск перепроизводства, но не сумевшего подготовиться.

Аналогичные сегодняшним проблемы в новосибирском АПК уже случались в прошлом, и нет оснований считать, будто их удастся избежать в будущем, если не пересмотреть стратегию областного министерства сельского хозяйства. Об этом депутаты говорили в рамках Правительственного часа на сессии после отчёта главы минсельхоза Василия Пронькина. Напомним, что 2 ноября на прошлой сессии заксобрание приняло обращение к министру сельского хозяйства России Александру Ткачёву и председателю правления Россельхозбанка Дмитрию Патрушеву о неотложных мерах поддержки, в которых нуждаются сибирские зернопроизводители. В стране рекордный урожай, а в Новосибирской области перепроизводство. У соседних регионов своего зерна хватает. Везти продукцию за пределы Сибири дорого и нечем – резко обострился дефицит вагонов. У большинства крестьян нет запаса финансовой прочности, позволяющего переждать период низких цен. Чтобы поддержать ликвидность, приходится продавать, за сколько дают. А дают на внутреннем рынке цену на уровне себестоимости и даже ниже.

У тех производителей, кто в состоянии переждать, другая проблема – как сохранить урожай? Большинство областных элеваторов наполнено зерном интервенционного фонда и госрезерва. Государство не только занимает зернохранилища, но и не платит за хранение, что лишает владельцев элеваторов и хлебоприёмных пунктов возможности вкладываться в модернизацию и расширение мощностей. Кроме того, большие объёмы хранения сдерживают инвестиции: чтобы государство могло закупать зерно нового урожая, его нужно куда-то складывать.

В обращении, принятом по инициативе председателя заксобрания Андрея Шимкива, новосибирские законодатели попросили решить вопросы с интервенциями, с подачей вагонов, со стоимостью железнодорожных перевозок в направлении морских портов, а также предусмотреть пролонгацию кредитов и прямое субсидирование крестьян в случае, если цены останутся низкими. Остроту проблем, обозначенных заксобранием, оценили на федеральном уровне. 13 ноября в Новосибирске состоялось заседание оперативного штаба по ситуации на зерновом рынке под руководством первого замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова. Вместе собрались федеральные и региональные чиновники, депутаты, руководители хозяйств, операторы элеваторов, железнодорожники, банкиры. Возможность лицом к лицу обсудить проблемы и найти решения уже сама по себе показалась ключом для выхода из кризиса. Хатуов всячески демонстрировал восприимчивость к предложениям, обещал «расшить» проблемные узлы.

За прошедшие две недели динамика с подачей вагонов в Новосибирскую область несколько взбодрилась, но о принципиальных улучшениях пока говорить не приходится. Чтобы прояснить текущий момент и перспективы, заксобрание пригласило Василия Пронькина на Правительственный час. Министр начал с того, что напомнил: предпосылки нынешнего кризиса перепроизводства были сформированы в прошлом году, и минсельхоз предпринимал меры для смягчения последствий. В частности, менял коэффициенты при распределении субсидий в пользу производителей, засевающих высокомаржинальные культуры, в том числе, рапс. Плюсом к тому идёт рост потребления зерна в животноводстве и птицеводстве. В качестве решений, способствующих стабилизации цен, Пронькин назвал увеличение динамики подачи и оборачиваемости вагонов, а также объявленную закупку «Объединённой зерновой компанией» 200 тысяч тонн в Новосибирской области. ОЗК выбрала 11 из 30 областных элеваторов, но де-факто закупки пойдут лишь через несколько предприятий с недозагруженными мощностями.

Тезисы Пронькина спровоцировали острые вопросы и резкие оценки парламентариев. Глеб Поповцев заявил, что история с закупками ОЗК больше похожа на коммерческую сделку за госсчёт, в то время, как заксобрание просило минсельхоз освободить элеваторы и рассчитаться за хранение. «Мы убеждали производителей вводить в оборот залежные земли, вкладываться в удобрения. Получили большой урожай, но возможности продать его, нет. Почему ситуация никак не двигалась до обращения заксобрания? И какие перспективы на следующий год?», – поинтересовался депутат. Его поддержал Олег Сметанин, возмутившийся, что возможности адекватно продать урожай, нет. Председатель комитета по аграрной политике Олег Подойма отметил, что принятый минсельхозом путь диверсификации в целом верен, но для сельского хозяйства без четкого планирования свойственна ситуация, когда текущие проблемные вопросы сказываются в следующих сезонах. Потому, к слову, загрузка элеваторов, мощностей которых недостаточно, будет сдерживать рынок и в следующем году.

«Министерство смотрит вперёд на три минуты, когда надо предвидеть ситуацию на год-два», – заявил Денис Субботин. Депутат назвал диверсификацию «коварным вопросом»: в этом году производителям рапса повезло, но если б урожай этой культуры был больше, они столкнулись бы с теми же проблемами хранения и вывоза, как и зернопроизводители. Для получения бюджетных дотаций в этом году крестьяне должны были сохранить или увеличить посевные площади: зачем это было нужно, если минсельхоз предвидел перепроизводство? По словам Субботина, анализ ситуации в исполнении министерства не учитывает переходящие остатки зерна, которые тоже нужно будет вывозить. Равно как не учитывает и ситуацию с производством яйца, птицы, мяса, а также картину по соседним регионам. «Стратегию нужно пересматривать», – заявил Субботин, но отметил, что министерство «так, как оно работает», неспособно с этим справиться.

Председатель комитета по бюджету Александр Морозов, в прошлом возглавлявший «Новосибирскую продовольственную корпорацию», назвал низкие цены на зерно частностью большой проблемы. По словам депутата, минсельхоз сосредоточился на распределении бюджетных средств, утратив роль дирижёра для основных секторов АПК. В итоге проблемы с перепроизводством сейчас не только у зернопроизводителей. Они и у птицефабрик, и у молочников, и у мясников. Отсутствие должного регулирования отрасли приводит к существующим и будущим проблемам. «Будет введена ещё одна очередь Кудряшовского свинокомплекса, и что будет с ценой на мясо? Что будет с другими производителями?», – спросил Морозов и призвал минсельхоз смотреть в будущее, чтобы принимать решения на опережение, а не постфактум. Олег Сметанин предложил создать комиссию для прояснения, почему минсельхоз, предвидя сложности на зерновом рынке, не начал активно заниматься этим вопросом заранее.

Закрывая обсуждение, Андрей Шимкив отметил, что необходимости в специальной комиссии нет – вопросы по зерновому рынку и стратегии минсельхоза нужно обсуждать на аграрном комитете в рабочем режиме. Вместе с тем, спикер заксобрания спросил Пронькина – почему министр не отстаивал проведение в Новосибирске интервенций с закупочной ценой 8-10 тысяч рублей за тонну? По словам Шимкива, профильные чиновники соседних регионов буквально «стерли пороги» в федеральный минсельхоз, добиваясь интервенций, в то время как новосибирское министерство соглашается на худшие условия.

Напомним, что это не первый вопрос депутатов к главе областного минсельхоза. Июньский скандал вокруг договора на аренду Тогучинского леса на 49 лет в стенах заксобрания стоил Пронькину должности вице-премьера. Удастся ли ему сохранить министерский портфель после открыто высказанных депутатами сомнений в способности планировать и воплощать долгосрочную стратегию?