Информационно-аналитическое агентство

Депутатский корпус хочет отметить двухлетие ростом влияния

Заксобрание намерено после каникул разработать областной закон о ГЧП и концессиях. На пресс-конференции по итогам весеннего семестра спикер Андрей Шимкив назвал контроль над бюджетными средствами главным приоритетом.

В сентябре исполнится два года после выборов областного парламента. Хотя многие депутаты в 2015 переизбирались на новые сроки (во многих случаях, уже не первые), стиль работы Законодательного собрания Новосибирской области изменился более чем существенно, несмотря на, те же лица. По словам Шимкива, депутаты стали инициативней в законотворческой деятельности, и более активно вникают в социально-экономическую жизнь региона. «Мы стали сплочённей, стали лучше друг друга понимать», – отметил спикер, подчеркнув, что депутаты действуют, как команда, вне зависимости от партийной принадлежности. Активная позиция народных избранников напрямую усиливает влияние законодательной ветви власти. Если в прошлые созывы исполнительная власть однозначно «перевешивала», и это считалось нормой, теперь отчётливо видны усилия законодателей восстановить равновесие.

Главная точка соприкосновения и, в то же время, основной повод для споров между чиновниками и законодателями это бюджет региона. Так совпало, что нынешний созыв заксобрания был избран в период кризиса, когда доходы и, соответственно, возможности для развития области существенно сократились. Изыскивать деньги для исполнения наказов стало значительно сложней, и это стало дополнительным стимулом для депутатов относиться к бюджету с максимальным вниманием.

Значительная часть работы заксобрания в существующих условиях посвящена изучению судьбы вложенных бюджетных средств и перспективам новых инвестиционных проектов, предполагающих использование денег региона. В первом случае депутаты стремились увидеть отдачу на вложенный капитал, либо разобраться, почему её нет. Отсюда заметный интерес областного парламента к работе Агентства инвестиционного развития, Академпарка, Биотехнопарка. Во втором случае, когда речь идёт про бюджетные вложения или обязательства на перспективу, в условиях ограниченного бюджета, депутаты пытаются вникнуть в целесообразность и эффективность проектов. Поэтому много вопросов было и остаётся к масштабным концессионным проектам по строительству Центрального моста через Обь и двух мусоросортировочных комплексов возле Новосибирска.

На пресс-конференции 30 июня Шимкив прокомментировал нынешний статус этих резонансных проектов. Заксобрание активно включилось в работу над концессионным соглашением по мосту год назад. В итоге стоимость минимального контракта для концессионера была снижена почти вдвое – более чем на 40 млрд. Чем ниже стоимость контракта, тем меньше обязательства для бюджета на случай, если доходы от эксплуатации мостового перехода не будут обеспечивать инвестору гарантированный минимум. Росавтодор подтвердил выделение гранта для Новосибирской области на строительство Центрального моста. «По мосту – на сегодня, в принципе, мы ждём соглашения между минфином и минтрасом по выделению денег. Да, решение принято, но пока финансового документа нет», – прокомментировал Шимкив, отметив, что депутатам и правительству региона предстоит определяться, за счёт каких статей оплачивать подготовку к строительству: не хотелось бы задействовать территориальный дорожный фонд, в котором и без того не хватает средств.

По словам председателя заксобрания, много вопросов остаётся по так называемой «мусорной» концессии. «Все понимают, что вопрос мусора – он стратегический, и не только у нас, а по всей стране. И пути решения какие-то надо будет находить. Весь вопрос – какой ценой?» – прокомментировал Шимкив. До сих пор заксобрание работало по этой концессии преимущественно с точки зрения экономии. Но есть и экологические вопросы. Перед сессией 29 июня возле входа в заксобрание протестующие против строительства комплекса в Раздольном провели пикет. Спикер пригласил активистов на встречу. «Людей надо всегда слушать, не бояться выходить к ним. Люди отстаивают свои интересы. Наша задача – найти в любом случае нормальный компромисс, устраивающий всех», – считает Шимкив. «Мусорная» концессия остаётся в числе тем, работа над которыми продолжится на каникулах. Заксобрание намерено рассмотреть концессионное соглашение на первой сентябрьской сессии.

Стратегически для отношений между заксобранием и правительством важнее другая депутатская инициатива, которую анонсировал Шимкив. Осенью планируется разработать и принять областной закон о концессиях и государственно-частном партнёрстве, с тем, чтобы все проекты в этой части проходили согласования в комитетах ЗС. «Это не какое-то новшество. Такие законы уже есть во многих регионах страны, – пояснил председатель заксобрания. – Мы хотим изучить этот опыт и принять нормальный полновесный закон, устраивающий все стороны. Но то, что такие проекты с договорами по бюджетным обязательствам должны проходить через Законодательное собрание, я думаю, что это нормальный подход. Ведь это касается доходов и расходов бюджета, что по закону является компетенцией депутатского корпуса».

В мае правительство региона сделало со своей стороны шаг для повышения прозрачности концессий. По инициативе губернатора Владимира Городецкого были внесены изменения в регламент обсуждения контрактов через рабочие группы с участием депутатов. Но областной закон позволит обеспечить гарантированное участие депутатского корпуса в работе над концессиями и ГЧП на ранних подступах, то есть, на предварительных этапах, когда условия можно корректировать гибко, в спокойном диалоге, без скандалов. Такой подход, в том числе, должен быть интересней и для инвесторов, для которых принципиально важно знать правила заранее, а не подстраиваться под перемены в процессе игры.

Свои предложения по правилам работы с исполнительной властью заксобрание транслирует последовательно и целеустремлённо: открытый и своевременный диалог, позволяющий избегать неудобных вопросов постфактум. «Это не означает какой-то раскол или конфликт. Мы на протяжении уже двух лет просим одного: открытости того, что происходит. Но когда масштабные проекты проходят как-то тихо, в закрытом режиме, то это не совсем понятно, – комментирует Шимкив. – Понимание, конечно же, мы находим, не всегда просто, часто спорим, но я думаю, оно будет, однозначно».

Также областные депутаты ждут понимания от властей Новосибирска по вопросам межбюджетных отношений, обострившихся в конце весны. Горсовет хотел бы добиться возвращения в муниципальную казну 10% доходов от НДФЛ, чтобы распоряжаться этими деньгами самостоятельно. А в сегодняшних условиях приходится обращаться в область за субвенциями, обосновывая их необходимость по каждой статье. «Понятно, что не хочется каждый раз приходить и объяснять куда – на трамваи, на дороги и так далее», – отметил Шимкив. Но заксобрание обычно идёт навстречу мотивированным просьбам городских коллег. Вместе с тем, настоятельно рекомендуя на своём уровне заниматься пополнением бюджета. В первую очередь, недоимкой по налогам. По мнению спикера заксобрания, повышение бюджетных доходов это забота всех уровней и ветвей власти.