Энергетики отчитались онлайн за оффлайн

Отчёт об отопительном сезоне 2019-2020, представленный СГК 28 мая, претендует на новый стандарт в диалоге публичных компаний с населением. Энергетики взволнованы ростом неплатежей из-за коронакризиса, но планы по ремонту и инвестициям пока остаются без изменений.

Меры по борьбе с эпидемией свели на нет массовые мероприятия. При этом нынешний отчёт энергетиков об итогах отопительного сезона и плане подготовки к следующему стал самым публичным в истории новосибирской энергосистемы. Выступление топ-менеджеров новосибирского филиала СГК, их ответы на вопросы журналистов и горожан в прямом эфире транслировал сайт «Комсомольской правды». Мероприятие было широко разрекламировано в СМИ и соцсетях. Новосибирцам предлагали прислать вопросы заранее, сохраняя в то же время возможность обратиться с проблемой онлайн во время мероприятия. Энергетики использовали цифровые коммуникации, чтобы привлечь внимание к отчёту максимального числа клиентов.

Подробный отчёт СГК можно прочитать на сайте компании. Из основного выделим, что количество дефектов в теплосетях за прошедшую зиму было меньше, чем в прошлые отопительные периоды – 1644 против 1978 в 2018-2019. Отчасти это можно объяснить смягчением климата. За последние 20 лет отопительный сезон был самым коротким – всего 212 дней – а средние температуры были выше обычных. Но, по мнению гендиректора новосибирского филиала СГК Андрея Колмакова, более важную роль сыграла программа ремонта и модернизации теплосетей, осуществлённая прошлым летом. Она обошлась в 780 млн рублей, что на тот момент стало крупнейшим вливанием энергетиков в подготовку сетей к осени. Нынешним летом СГК планирует потратить 880 млн на ремонт и замену 27 км труб.

Из этого объёма 5 км приходится на 10 участков магистральных трубопроводов, которые беспокоят энергетиков больше всего. Почти каждый прорыв на магистрали оставляет без тепла десятки домов, такие аварии наиболее резонансны. В сезоне 2019-2020 подобных инцидентов было 26; самый масштабный случился в конце ноября на Северо-Чемском жилмассиве, хотя правильнее говорить во множественном числе – тогда, один за другим, по соседству случились два прорыва. Этим летом тот самый участок магистральной теплотрассы на Комсомольской ждёт капитального ремонта. В целом на ремонт и перевооружение теплового хозяйства, включая сети, здания и сооружения, СГК намерена потратить 2,384 млрд рублей.

Масштабные вложения энергетиков должны радовать потребителей. На самом деле сначала людям придётся помучиться. Сейчас во многих домах отключена горячая вода из-за неизбежных испытаний системы. Колмаков утверждает, что без них обойтись нельзя, и проверять трубы на прочность нужно добросовестно: чем больше дефектов будет вскрыто и отремонтировано летом, тем меньше риски отключений зимой. О том же нужно помнить водителям. Прошлым летом было много жалоб на пробки из-за перекладки труб во многих частях города. Судя по увеличению инвестиций, в этом году ремонтируемых объектов (и неизбежно прилагающихся дорожных сложностей) будет ещё больше. Всё ради стабильности в отопительный период.

Вместе с этим, энергетикам хотелось бы стабильности в финансах, но её сейчас нет. Собираемость платежей упала из-за экономических последствий коронавируса. Население оказалось более обязательным плательщиком по сравнению с бизнесом и муниципальными предприятиями. 90% граждан оплачивают счета вовремя. У малого и среднего бизнеса платёжная дисциплина упала до 60% от выставленных сумм. По данным гендиректора новосибирского филиала «Сибирской теплосбытовой компании» Дмитрия Григоровича, общий размер задолженности перед энергосистемой составляет 3,9 млрд рублей. Из этой суммы 1 млрд это переходящая отсроченная задолженность, кассовый разрыв, который СГК стабильно тянет, а 2,9 млрд – текущая дебиторка, из которой 1,7 млрд уже просроченные счета. Колмаков считает, что предпосылки для восстановления платёжной дисциплины есть, коль скоро правительство, региональные и муниципальные власти предоставляют предприятиям всё больше мер поддержки.

Постепенно открываются глаза и на реальную ситуацию с мораторием на взыскание пени, установленным постановлением правительства до 1 января 2021 года. Поначалу часть потребителей решила, что раз нет штрафных санкций, так можно и вовсе не платить за тепло. Теперь проясняется, что мораторий на взыскание не предполагает отказа от начисления пени. Платить всё равно придётся, только со временем сумма долга будет расти. По словам Колмакова, энергетики открыты для диалога с потребителями для обсуждения рассрочки. Все прочие долги СГК рассчитывает взыскать в судебном порядке.

Судя по количеству вопросов, присланных к отчёту, новая форма взаимодействия с топ-менеджментом энергосистемы вызвала живой интерес горожан. Было много обращений по ситуациям с горячим водоснабжением конкретных домов, по перерасчётам, по перетопу и недотопу в квартирах. Не на все вопросы Колмаков и его коллеги смогли ответить сходу. Но публичный характер предполагает, что все опубликованные ситуации будут прояснены позже. Для прочих публичных компаний шаг руководства энергосистемы может стать интересным вызовом: готовность выйти на диалог в прямом эфире с неопределённо широкой аудиторией, в значительной части настроенной критически, требует немалого мужества.

Другие новости