Немного асфальта в холодной воде

Текущий дорожный ремонт в Новосибирске должен снять остроту проблемных последствий тёплой зимы. Но эффект будет недолговечным из-за подходов городского руководства, ставящего во главу угла цену вместо качества.

В эти неспокойные дни муниципальные новости про ремонт дорог выглядят редкими каплями позитива в мрачном информационном потоке, отравленном эпидемией. Сидящие в изоляции новосибирцы могут мечтать – когда карантин закончится, наконец, можно будет прокатиться по дорогам без всех тех страшных ям, оттаявших в феврале-марте. 15 апреля мэрия сообщила о выполнении 24% текущего ремонта, указав даже некоторые адреса, чтоб можно было убедиться в фактической стороне. А 16 апреля мэр Анатолий Локоть провёл совещание, посвящённое старту капитального ремонта и сезонных работ по проекту «Безопасные и качественные автодороги».

Активность городской власти на дорожном фронте выглядит как поспешная реакция на претензии общественников. Уже более 11 тысяч горожан по состоянию на 15 апреля подписали петицию к мэру Анатолию Локтю «Требуем отремонтировать дороги г. Новосибирска» на Change.org. Идея не оригинальна, но авторы петиции Илья Ледяев, Максим Пикалов и Юлия Самуйлова провели глубокую подготовительную работу, изучив законодательство и нормативные акты, а также организовав контрольную проверку состояния дорожного полотна на нескольких городских улицах с привлечением сотрудников научно-производственной компании «ИПС» («Изыскания. Проектирование. Строительство»).

Суть претензии к городским властям в том, что новосибирские дороги системно, из года в год остаются в ненадлежащем состоянии, о чём прекрасно известно всем водителям. Между тем, есть конкретные требования закона, определяющие качество дорог и устанавливающие ответственного за содержание в лице муниципальной власти. Петиция составлена очень подробно, вы без труда найдёте её в интернете и сможете подписать. Авторы обращения к Локтю приводят в тексте конкретные примеры нарушений автодорожного ГОСТа, которые необходимо устранить в течение 10 суток. Помимо петиции, на этот счёт в мэрию уже направлена коллективная жалоба. Авторы считают, что в тот же 10-дневный срок муниципалитет должен привести в надлежащее эксплуатационное состояние и прочие дороги. А если нет – общественники грозят обратиться в прокуратуру, в суд и в администрацию президента.

Инициатива насчёт петиции получила большую поддержку в соцсетях. Видеоролик Ледаева в «инстаграме» набрал уже более 65 тысяч просмотров и тьму перепостов. Что же будет дальше? Рискнём предположить, что ни за 10 дней, ни за 20 муниципалитет с дорожной проблемой не управится. А даже если бы вдруг чудом cправился, радость водителей была бы недолгой. При нынешнем подходе городской власти к организации процесса и контроля за ремонтом дорог в ход идут недолговечные решения, из-за которых приходится переделывать и переделывать одно и тоже, снабжая дружественных ремонтников стабильными заказами в каждый сезон.

Часто дорожников критикуют за нарушения технологий – мол, кидают асфальт в лужи, отсюда и плохие результаты. Качество дорожного ремонта во многом зависит от асфальтобетонной смеси. В Новосибирске 16 заводов – вполне достаточно, чтобы обеспечить достойную конкуренцию за муниципальные подряды. Не у всех, правда, есть собственные лаборатории, способные контролировать качество каждой партии. Но вот сюрприз: наличие лабораторного контроля на предприятии не даёт никаких преимуществ участникам муниципальных тендеров. Более того, для победы даже необязательно быть производителем асфальтобетонной смеси.

Вот наглядная иллюстрация: апрельские тендеры на поставку асфальта, проведённые муниципальными ДЭУ-1, ДЭУ-6 и ДЭУ Советского района выиграл индивидуальный предприниматель Синельников А.В. Своего производства у него нет. Основной вид деятельности – перевозка грузов, инертных материалов. Получается, чтобы заработать, предприниматель Синельников должен купить асфальтобетон у кого-то из производителей. Своими силами он может разве что доставить.

А теперь посмотрим на экономику. При стартовых ценах порядка 3200 рублей за тонну Сидельников «падал» на 15%, 23% и даже 30%. Производители асфальта не решились на сопоставимое снижение. По расчётам участников рынка, себестоимость тонны асфальтобетона с учётом легального ФОТ и налогов составляет около 2800 тысяч рублей. Как же предприниматель без собственного производства намерен поставить муниципалитету асфальт по 2640 за тонну и заработать на этом?

Частичное снижение себестоимость может обеспечить «чёрный» ФОТ и «оптимизация» налогов. Но не настолько существенную. Участники рынка утверждают, что в основе демпинга использование асфальтобетонной смеси заведомо ненадлежащего качества. Такое дорожное покрытие из-за недостаточной плотности легче насыщается водой, что в межсезонное время приводит к гарантированным разрушениям.

Чиновники оправдываются, что ключевой фактор на тендерах это цена. Неужели качество не играет совсем никакой роли? Если про формальную сторону вопроса, то поставщик должен представить паспорт на смесь. А чтобы его получить, достаточно заказать пробную партию на нормальном заводе с лабораторным контролем качества – и отчитаться полученными документами за весь объём смеси, поставляемый для ДЭУ. Перепроверять качество никто не будет. Нет практики проведения сверок с предприятиями по объёмам. На ямочном ремонте контроль нулевой, но можно проскакивать с ненадлежащим качеством даже на капитальном ремонте, предоставляя контрольные вырубки с участков, где работа нарочно сделана на совесть.

Ни одной, ни десятком петиций эту систему не победить. Переломить ситуацию может только масштабный общественный и депутатский контроль. Причём начинать можно прямо по следам текущего ремонта. А на оправдания чиновников по поводу требований федерального закона покупать самое дешёвое есть встречный аргумент – предконкурсная профессиональная квалификация, позволяющая заранее определять, кто может гарантировать контроль качества каждой партии, а кто нет. Это – возможно, было бы желание. На уровне областной власти, таким образом, навели порядок в сфере капремонта жилых домов. Поначалу тендеры выигрывали непрофессионалы с низкими ценами, и программа забуксовала. Предконкурсный отбор помог министерству ЖКХ избавиться от недобросовестных подрядчиков – тот же результат достижим в дорожной отрасли Новосибирска.

Другие новости