«ВИС» отдаляет Центральный мост от проекта

Областные и федеральные органы власти получили жалобу о несогласованной замене оборудования на строительстве Центрального моста через Обь, которое по концессии ведёт группа «ВИС». Правоохранительным органам предложено проверить ситуацию.

После ноябрьского повышения тарифа на вывоз мусора компании «Экология-Новосибирск», входящей в «ВИС», новосибирские депутаты взялись искать управу на группу, чтобы принудить к снижению платы для населения. Дебютной идеей было лишить финансирования из областного бюджета стройку Центрального моста. Хоть напрямую эти виды бизнеса в рамках «ВИС» на связаны, головное управление, а выгодоприобретатели от проектов одни и те же.

Отказ от обязательств в рамках концессионного соглашения не пройдёт без последствий для региона. Однако события вокруг строительства моста говорят о наличии проблемных мест и без того. В курсе и подотчётная заксобранию Контрольно-счётная палата Новосибирской области, и министерство транспорта региона, и прокуратура. Наряду с федеральным минЖКХ и аппаратом вице-премьера РФ Марата Хуснуллина они в адресатах официальной жалобы директора по развитию бизнеса и сервиса ООО «Хавле Индустриверке» Ивана Кейвомяги, копия которой, оказалась в распоряжении ЦДЖ.

«Хавле Индустриверке» (родом из Австрии) производит оборудование для соединения труб и трубопроводной арматуры. Заказчиками компании являются крупные государственные и частные структуры, работающие в федеральном масштабе. Запорную арматуру Hawle должны были использовать и на строительстве Центрального моста с развязками. Это было регламентировано утверждённой проектной документацией и подкреплено договором с подрядчиком. Компания сформировала необходимый запас продукции. Однако, как сказано в жалобе, по инициативе «ВИС» было принято решение заменить продукцию Hawle на арматуру FAF, уступающую по ряду показателей.

Смета на строительство Центрального моста утверждена Главгосэкспертизой РФ. Просто так поменять оборудование, используемое в рамках проекта, не так просто. «ВИС» озаботился бюрократическим политесом: компания запросила генерального проектировщика моста – институт «Стройпроект» – о возможности поменять Hawle на FAF. «Стройпроект» переадресовал запрос в ЗАО «Петербургские сети», которое однозначно ответило: завод-изготовитель арматуры FAF находится в Турции, а Hawle производят в России. «Применение оборудования FAF не соответствует нормативно-правовым актам РФ, которыми при строительстве линейных объектов и объектов капитального строительства следует руководствоваться для поддержки отечественного товаропроизводителя и импортозамещения», – сказано в ответе на запрос «ВИС». При этом «Петербургские сети» ссылаются на постановление правительства РФ №328 от 15.04.2014.

Может быть, на выбор арматуры влияет лучшее качество FAF по сравнению с Hawle? В жалобе «Хавле Индустриверке» приведён сравнительный анализ продукции, показывающий, что турецкая продукция не соответствует проектному решению по более чем 50% показателей.

По закону менять проектное решение можно в пользу превосходящего по качеству. В чём же смысл рисковать, меняя на оборудование с характеристиками, не соответствующими прошедшим защиту в Главгосэкспертизе? В цене? Действительно, стоимость продукции FAF существенно ниже, чем Hawle. Какие последствия у такого рода экономии – снижение сметы или появление сверхприбыли у подрядчика за счёт разницы между дорогим проектным решением и дешёвым оборудованием, использованным фактически? Похожая история с трубами для перекладки коммуникаций при подготовке к строительству моста и развязок. Проектным решением были трубы Hobas. «ВИС» в итоге выбрала более дешёвые турецкие трубы Subor, не являющиеся аналогом проектного решения. Снизится ли стоимость концессии ввиду такой экономии или нет? Это задача для надзорных органов. И для правоохранительных тоже – обратившись с жалобой в прокуратуру, несостоявшийся поставщик намерен привлечь внимание к ситуации и других силовых структур.

Другие новости