Жуков, помоги!

Из-за экономического спада Новосибирской области грозит рекордный дефицит бюджета. Регион может сравняться с областной столицей по нехватке ресурсов для развития. Надежда лишь на московских лоббистов: проблему могут решить федеральные транши.

Областные власти вышли в публичную фазу работы над бюджетом 2021-2023. Основное внимание приковано к финансовому плану на следующий год. Правительство региона утвердило основные параметры. Плановые доходы в следующем году составят 171,5 млрд рублей, расходы – 180,7 млрд, дефицит достигнет 9,2 млрд руб., или 5,1% от расходов. Сравним это с плановыми цифрами, заложенными в законе о бюджете 2020-2022, принятом в минувшем декабре. Тогда бюджет-2021 виделся чиновникам и депутатам с доходами в размере 175,8 млрд рублей. В апреле нынешнего года, представляя бюджетному комитету заксобрания изменения параметров текущего бюджета, министр финансов Виталий Голубенко утверждал, что стресс-анализ прогнозирует недобор в казну 13,5 млрд рублей из-за коронавируса. На сегодня министр оценивает внеплановый дефицит бюджета-2020 в 10 млрд рублей.

Стандартное агрегатное состояние областного бюджета предполагает дефицит в пределах 6 млрд рублей. Теперь его плановое значение увеличивается наполовину (и это ещё до того, как с документом начнут работать депутаты заксобрания). Принципиальное отличие от ситуаций прошлых лет, по словам Голубенко, в отсутствии существенных переходящих остатков, частично закрывающих дефицит. 2020-й почти ничего не оставит в наследство 2021-му. В следующем году Новосибирскую область ждёт рекордный рост государственного долга. «Мы формируем нашу бюджетную концепцию на том, что будем вынуждены идти на сверхплановые заимствования в объёме, существенно превышающем исходные базовые ориентиры», – заявил глава минфина, представляя параметры бюджета-2021 правительству.

Это говорит о бессмысленности планирования проектов развития за бюджетный счёт на ближайшие годы. Губернатор Андрей Травников наказал муниципальным властям отставить разговоры о новых проектах, как минимум, до второго квартала следующего года. Голубенко в комментарии для «Коммерсанта» развил эту мысль, посоветовав муниципалитетам воздержаться от проектирования: проекты требуют денег и устаревают за пару лет, а именно в ближайшую пару лет новые стройки финансировать будет нечем, исходя из нынешних бюджетных параметров. «Что-то мы сделаем за 2021 год, а в 2022–2023 годах расходы будут, мягко говоря, только на зарплату и коммуналку», – пессимистично резюмировал министр.

Искать поводы для оптимизма в экономическом потенциале региона оснований нет. Глава минэкономразвития Лев Решетников оценил потери экономики Новосибирской области от коронавируса в 1,2 трлн рублей. Рост должен начаться в следующем году, но на прошлогодний уровень удастся выйти лишь в 2023-м.

Две недели назад ЦДЖ рассказывал о намерении властей Новосибирска просить область о поддержке в связи с недобором в городской бюджет. Параметры бюджета-2021 подсказывают, что вряд ли в ближайшее время будет решаться вопрос о перераспределении доходов региона в пользу областной столицы. Насколько Новосибирск был ужат в возможностях развития в последние годы – настолько же жёстко затянет пояс область. Более того, как и областная столица, регион из-за роста госдолга подойдёт к предельным параметрам закредитованности, определённых минфином.

В обновлённом новосибирском горсовете уже смекнули, чьих рук дело спасение утопающих: председатель комиссии по бюджету Кирилл Покровский создал рабочую группу по увеличению доходов города. В неё вошли депутаты, чиновники, представители деловых кругов и общественники. Предполагается, что группа будет искать пути улучшить администрирование существующих источников поступлений и искать новые. О результативности говорить очень преждевременно, однако такая работа в свете бюджетных перспектив лучше никакой. На областном уровне было бы полезно тоже подумать о новых источниках наполнения казны региона, не только и не столько фискального характера.

У областных чиновников и депутатов остаётся надежда на ещё один традиционный источник – федеральные трансферты. Помощь Москвы для выравнивания бюджета была бы очень кстати. Например, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, представляющий Новосибирскую область, является одним из сильнейших финансовых лоббистов в парламенте. 22 октября парламентарий сообщил, что комиссией по перераспределению бюджетных ассигнований Федерального Собрания РФ решено выделить дополнительно 914 млн рублей на соцвыплаты безработным новосибирцам. Так держать! Возможно, Жукову удастся организовать дополнительную поддержку региону, ставшему при его непосредственном участии хозяином молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. Тем более, раз уж в следующем «голодном» году предстоят очередные выборы в Госдуму. Впрочем, пойдёт ли Жуков в этот раз от новосибирской группы – вопрос пока открытый. Но пока он представляет область, как действующий депутат, нужно использовать потенциал парламентария по полной.

Другие новости