Заксобрание требует сроков и условий развития «мусорной реформы»

В заксобрании ждут, что правительство области в ноябре назовёт сроки строительства новой инфраструктуры для хранения и переработки коммунальных отходов. Без этого «мусорная реформа» в глазах избирателей выглядит лишь поводом поднять плату за услугу.

11 сентября комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания обсудил итоги первого полугодия работы новой системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами, стартовавшей 1 января. Тема мусора оставалась в фокусе внимания депутатов и до летних каникул. Переход на новые рельсы, запуск и отладка процессов с нуля вряд ли могли пройти без сбоев и вопросов. Однако летом стало понятно, что ситуация требует более решительного вмешательства депутатов, иначе им сложно будет объяснять ситуацию избирателям.

Обсуждение на комитете стало продолжением разговора на июльской встрече председателя заксобрания Андрея Шимкива с активом «Новосибирской лиги объединения домовладельцев», в которую входит 135 городских ТСЖ. Руководители товариществ собственников жилья жаловались на последствия реформы. ЦДЖ рассказывал об их претензиях. Если суммировать в общем, платежи ТСЖ существенно выросли, а качество услуги по вывозу мусора осталось, в лучшем случае, на том же уровне, а где-то и ухудшилось. При этом платежи для многих товариществ выросли в два раза.

На заседании комитета председатель правления НЛОД Галина Немчинова рассказала депутатам, что после встречи с Шимкивом актив лиги побывал на приёме у министра ЖКХ Дениса Архипова, но часть поднятых там вопросов даже не вошла в итоговый протокол. Немчинова подчеркнула: платить приходится больше, в том числе, из-за того, что перевозчики вывозят «воздух». ТСЖ не успевают наполнять контейнеры мусором, а за вывоз берут по фактически завышенным нормативам. Особенно странно эта ситуация выглядит для ТСЖ, где налажен раздельный сбор мусора. По словам Немчиновой, ключевое требование ТСЖ – платить за фактические объёмы вывозимого мусора – оставлено министерством без внятного ответа. Также она обратила внимание депутатов, что новые мусоросортировочные заводы не строят, а деньги на это собирают.

В заседании комитета участвовали министр ЖКХ Архипов, глава областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров и гендиректор компании-регоператора ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова, так что у депутатов была возможность получить ответы по всем вопросам относительно «мусорной реформы» из первых уст. Но оказалось, что на главные вопросы ответов просто нет.

Из подробного доклада Анисимовой следовало, что нормативы и тарифы на вывоз мусора в Новосибирской области укладываются в среднероссийские рамки, а по охвату населённых пунктов регоператор даже лидирует, как минимум, в Сибири. Начав в январе вывозить мусор из 98 населённых пунктов, к 1 сентября «Экология-Новосибирск» охватила уже 485 поселений, что составляет 94% от общего числа. При этом компании приходится за свой счёт устанавливать контейнеры для мусора: расходы на эту статью в тариф не включены, а уже достигли 59 млн рублей.

Архипов заявил, что предложение НЛОД оплачивать фактический объём вывоза мусора, собранного раздельно, министерство обсудило с надзорными и контролирующими органами, а также запросило официальную реакцию федерального минстроя. Окончательную позицию чиновники представят позже.

Асмодьяров уточнил, что в существующем тарифе отсутствуют расходы не только на контейнеры, но и на любые инвестиционные проекты, в том числе, на строительство заводов, так что платить за это гражданам не приходится. Из-за этого комментария депутаты заострили вопрос – когда появятся заводы? Парламентарии считают, что сейчас население просто стало платить за вывоз мусора больше, а ничего при этом в лучшую сторону не меняется. «Изменили перевозчика – увеличили тарифы. Цель понятна – чтобы отдать, кому надо. Но ни новых заводов, ни полигонов, ничего нет. И в дальнейшем, вы сказали, мы еще тарифы повысим. А какая цель этого всего?», – спросил депутат Николай Мочалин.

В 2016 году правительство региона заключило с «Экологией-Новосибирск» концессионное соглашение о строительстве двух мусоросортировочных заводов, которые должны были решить проблему утилизации ТКО для новосибирской агломерации. Условия контракта сподвигли депутатов заксобрания создать рабочую группу для его глубокого анализа. В итоге законодатели признали некоторые важные параметры соглашения невыгодными для региона. Их точку зрения разделил новый глава региона Андрей Травников. Было решено скорректировать соглашение, сократив срок его действия с 40 до 25 лет и уменьшив стоимость оборудования для предприятий. Но до сих пор контракт в приостановленном состоянии, поскольку правительство и концессионер не могут договориться об окончательной редакции корректировок. До недавнего времени стороны судились по этому поводу, а сейчас вышли из процесса и ждут официальной позиции ФАС – об этом депутатам сообщил Архипов.

В итоге никакой новой инфраструктуры не появляется. «Должно быть 88 площадок накопления. Сейчас говорят только об одной площадке. Кончается год, а мы только одну хотим достроить. Получается, мы совсем не запустили систему в 2019 году», – констатировал зампред комитета Вадим Агеенко.

Чиновники оправдывают рост платы для горожан тем, что на территории региона установлен единый норматив и единый тариф на вывоз мусора. Если бы они были дифференцированными, жителям сельских поселений пришлось бы платить в новой системе гораздо больше, чем горожанам, потому что плечо транспортировки в некоторых районах превышает 100 километров. В городе всё гораздо компактней. Но горожанам с 1 января приходится доплачивать за селян, у которых до того не было централизованной услуги по вывозу мусора. На окраинах сёл и деревень громоздились свалки, которые теперь должны быть постепенно ликвидированы.

Если верить чиновникам и руководству регоператора, сегодня в выигрыше от мусорной реформы должны быть сельские жители. Однако депутат Илья Поляков заявил, что в Завьялово и ещё в ряде деревень, где он часто бывает, свалки только растут. Председатель комитета Евгений Покровский обратил внимание Анисимовой, что у глав районных администраций данные о вывозе мусора отличаются от информации регоператора.

Депутаты Николай Мочалин, Вадим Агеенко, Майис Мамедов и Илья Поляков разными словами с разной интонацией сформулировали, по сути, одну и ту же претензию: реформа состоялась лишь в виде роста платежей для горожан, а больше ничего не изменилось, и перспективы строительства новых заводов неясны. «Хватит нас баснями кормить, ответьте хоть что-нибудь! Наше требование несложное, ответьте, когда начнётся строительство!» – эмоционально обратился к Архипову Шимкив. Спикер отметил, что уже два года по концессии не происходит ничего.

В резюме депутаты поддержали предложение Агеенко вынести вопрос о промежуточных итогах «мусорной реформы» и о планах в этой части на ноябрьскую сессию. Очевидно, ключевым докладчиком должен стать министр ЖКХ, и без конкретики приходить на обсуждение Архипову опасно. У чиновников есть два с половиной месяца на то, чтобы договориться с регоператором о переводе планов из теоретической в практическую плоскость.

Другие новости