На выборах мэра малыми ресурсами добились низкой явки

Итоги выборов мэра Новосибирска доказали утопичность затеи одержать верх над административным ресурсом малобюджетной кампанией. Несмотря на общий провал оппозиции, результаты гонки могут записать себе в актив сразу несколько участников.

Стратегия большинства кандидатов, всерьёз нацеленных бросить вызов Анатолию Локтю, была похожа на красноармейскую концепцию конца 30-х годов – бить врага малой кровью его же оружием и на его же территории. Уже финская кампания 1939-1940 проявила фантазийный характер такого подхода, но понадобились суровые уроки 1941 года, чтобы отказаться от неё окончательно. Мечтатели, воодушевлённые лайками в соцсетях, решили потягаться с действующим мэром, пустив в ход несколько билбордов и считанные листовки, а также дисциплинированно посещая дебаты на малорейтинговых каналах. На каналах с высоким рейтингом показывали только Локтя, причём не раз в компании губернатора Андрея Травникова. Что тут можно было противопоставить? В итоге все получили по заслугам.

В процентах Локоть набрал больше, чем в 2014 году, а в голосах меньше. По этому поводу вышло много критических комментариев, но победителей не судят, а градоначальник, безусловно, победил, набрав больше, чем полтора десятка соперников, вместе взятые. Оправдалась тактика, на которую эксперты ЦДЖ несколько раз указывали в нынешнем году: с прицелом на низкую явку штаб Локтя сделал ставку на мобилизацию ядерного электората КПРФ. Впрочем, конвертировать нынешний результат лидера в проценты на выборах-2020 коммунисты не смогут, ибо придётся уступить единороссам.

Почему люди не ходят на выборы? На этот счёт нет глубоких социологических исследований (кто бы за них платил?), а в отсутствие научных данных политологи оперируют оценочными суждениями. Одни говорят, будто большинство всем довольно. Другие считают, что большинство недовольно настолько, что не верит в возможность перемен через демократические институты. Если констатировать факты, то власти, мягко говоря, не злоупотребляли усилиями, чтобы привлечь широкие массы на выборы. А у оппозиции не оказалось ресурсов, чтобы раскачать высокую явку в масштабах мегаполиса. Низкая явка предсказуемо сработала в пользу Локтя. Но поскольку она оказалась архинизкой, этот фактор смогли обернуть себе на пользу два его соперника.

Самовыдвиженец Сергей Бойко, представляющий в новосибирской политике Алексея Навального, показал впечатляющий результат, заняв второе место и набрав больше процентов, чем ему предсказывали до выборов. По разным оценкам, ему обещали 9-15%, а вышло аж 18,5%. План сторонников Бойко добиться снятия нескольких кандидатов в его пользу провалился, но в последнюю неделю перед выборами они развили заметную агитационную активность в соцсетях. Это дало результат: благодаря явке около 20% каждая тысяча голосов была более чем заметной.

Какие дивиденды можно извлечь из второго места Бойко? Сам он объявил о намерении захватывать в 2020 году контроль над новосибирским горсоветом. Если бы у несистемной оппозиции была бы партия, гарантированно допущенная к выборам в Законодательное собрание, результат в 18,5% выглядел бы грозно для политических администраторов: такие проценты гарантируют создание фракции. В горсовет тоже удалось бы провести, может, аж двух депутатов по списку. Но проблема несистемной оппозиции в том, что партии нет, и не будет. Без подписей в заксобрание пойдут только «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Родина». А в горсовет – только четыре парламентские партии. Всем остальным придётся собирать и защищать подписи. И что-то подсказывает, что повторить трюк с автографами в следующем году Бойко и его компаньонам не удастся: на выборах мэра его участие было нужно для усиления раскола оппозиции, но в кампании 2020 будет иная расстановка.

Так что сегодня непонятно, в какой ресурс Бойко сможет конвертировать свой результат.
Особенно если учесть возросший интерес правоохранительных органов к нему и единомышленникам: 12 сентября в квартире и штабе Бойко, как и почти во всех штабах Навального по стране прошли обыски в рамках дела об отмывании денег Фондом борьбы с коррупцией.

Иное дело Данияр Сафиуллин от партии «Родина». Критики глумятся, что, мол, пятое место для бывшего вице-мэра это недостойный результат. Но у Сафиуллина не было никакого опыта в публичной политике, как не было и узнаваемости. В кампанию он вступил за два месяца до выборов, формировал штаб и программу на ходу. А в итоге получил 7,5% голосов, которые легко конвертируются в проценты для «Родины» на следующих выборах. На мандат депутата заксобрания для себя, как минимум, Сафиуллин наработал. Не в последнюю очередь стараниями лидера новосибирской «Родины» Вячеслава Илюхина, мобилизовавшего своих избирателей в Пашино.

Депутат горсовета Наталья Пинус вела подчёркнуто обособленную и неконфликтную кампанию, однако на финальной её стадии вырвалась в лидеры по числу негативных упоминаний. С одной стороны, в интернете вывалили серию материалов, призванных дискредитировать Пинус. С другой посыпались обвинения от оппозиционных активистов за нежелание снимать кандидатуру под Бойко. Эти события подчеркнули, что Пинус благодаря участию в выборах мэра вышла на уровень независимого политика городского значения. Насколько на её результат повлияла критика – непонятно: политик набрала 8,28%, заняв 4 место и немного уступив кандидату от ЛДПР Евгению Лебедеву. В принципе, столько ей и прогнозировали социологи. Что делать с этим результатом дальше – непонятно. Пинус сможет через год переизбраться в горсовет или выиграть выборы в заксобрание от Академгородка, но конвертировать набранные сейчас проценты в результат какой-то партии ей, как и Бойко, будет проблематично.

Евгений Лебедев, набравший 9,35%, формально улучшил городские позиции ЛДПР. В 2014 году на выборах мэра кандидат партии Дмитрий Савельев набрал 2,42%. В 2015 году на выборах в горсовет либерал-демократы получили 8,49%. Партия и её электорат пребывают в стабильной форме. Чего нельзя сказать про «справороссов». 8 место с результатом 0,72%, которое занял кандидат от СР экс-вице-губернатор Виктор Козодой, заставляет усомниться, увидим ли мы представителей партии в заксобрании и горсовете после выборов 2020 года. Козодоя чуть опередила Дарья Украинцева от «Зелёных», занявшая 6 место. Результат тоже не ахти, но для «Зелёных» это был планово-малобюджетный дебют. А для парламентской партии, выставляющей кандидата на выборы мэра третьего города России, бедность – это, безусловно, порок, что бы там ни писал Достоевский.

В завершение темы с конвертируемостью результатов прошедших выборов в потенциал для партий, отметим ситуации «Гражданской платформы» и «Яблока». Первая в 2015 году провела по одному депутату в заксобрание и в горсовет. Вторая поддерживает регулярную медийную активность между кампаниями. Кандидат в мэры от ГП телеведущая Юлия Сапина на считанные голоса сумела опередить Украинцеву. Дмитрий Холявченко, представлявший «Яблоко» и порывавшийся сняться с выборов в пользу Бойко, занял лишь 12 место. Перед выборами-2020 это очень плохая база. Впрочем, перспективы ГП в действительности зависят лишь от настроения ключевого спонсора – совладельца компании «Сибирский гигант» Александра Манцурова. По данным на сегодня, он не собирается переизбираться в ЗС, значит, стимул поддерживать кампанию партии для него неочевиден. У «Яблока» перспективы найти спонсоров при нынешнем результате Холявченко вообще не просматриваются.

Другие новости