На выборах новосибирских омбудсменов выиграла предсказуемость

В Новосибирской области завершили процесс перевыборов трёх омбудсменов. Итоги говорят не столько про курс на обновление, сколько про стремление областных властей к предсказуемости политических процессов.

Напомним, что в регионе работают трое омбудсменов, как и на федеральном уровне: уполномоченные по правам человека, по правам предпринимателей и по правам ребёнка. Срок полномочия каждого – пять лет. Технологии назначения омбудсменов немного отличаются из-за нюансов законодательства, но, так или иначе, кандидатуры утверждают губернатор и Законодательное собрание. Без консенсуса главы региона и депутатского большинства назначение невозможно.

Это ярко показали первые выборы уполномоченного по правам человека, состоявшиеся весной 2013 года. Политическое соперничество между разными центрами власти отразилось в конкуренции между претендентами в омбудсмены. В итоге Алексей Осипов, которого выдвинул губернатор Василий Юрченко, и поддержала «Единая Россия», набрал голосов больше, чем поддержанная КПРФ телеведущая Светлана Воронкова – больше, но всё же недостаточно для того, чтобы получить должность. Пришлось объявлять повторный конкурс на замещение поста омбудсмена, состоявшийся лишь через полгода уже с другими претендентами. Ситуация проиллюстрировала, что в областном руководстве тогда были серьёзные сложности с управляемостью, со взаимодействием между ветвями и с межпартийным диалогом.

Нынешняя ситуация показывает, что таких проблем нет. Разные сложности, конечно, есть. И, не в последнюю очередь, связанные с выбором кандидатов. В последние два года депутаты не раз говорили о желании видеть более заметную и продуктивную активность со стороны уполномоченных. Источники в правительстве и в заксобрании сетовали, что неординарных претендентов в омбудсмены с большим потенциалом и широкой общественной поддержкой пытались искать ещё на дальних подступах к соответствующим конкурсам. И не все, в конечном счёте, принятые решения можно назвать идеальными. Но с чем другим, а с управляемостью, взаимодействием и диалогом никаких проблем нет определённо. При том, что мнения большинства в заксобрании для решения вопроса уже недостаточно – должна быть консолидированная позиция, подкреплённая всеми партийными фракциями.

Благодаря упомянутой уже работе на дальних подступах в предварительных обсуждениях удалось выявлять намечавшиеся противоречия. Причём не только на новосибирском уровне, но и в Москве: региональные омбудсмены должны проходить согласования в соответствующих федеральных аппаратах. В этой части тоже удалось избежать непреодолимых сложностей. Все «финалисты» конкурсной дистанции получили одобрение в столице. Совет по правам человека при президенте России одобрил переизбрание новосибирского уполномоченного по правам человека Нины Шалабаевой на новый срок. Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов до середины марта размышлял над согласованием регионального бизнес-омбудсмена Николая Мамулата, утверждённого губернатором и заксобранием ещё в конце января. Зато общероссийская уполномоченная по правам ребёнка Анна Кузнецова согласовала кандидатуру Надежды Болтенко до сессии 28 марта, на которой последняя была избрана детским омбудсменом.

С лета прошлого года, когда пошла подготовка к конкурсам, в околовластных кругах было много разговоров о намечающихся интригах. К постам уполномоченных приценивались с точки зрения возможности влиять на политические и деловые процессы. Такое отношение не устроило губернатора Андрея Травникова.

По результатам конкурсов видно, что у омбудсменов, утверждённых на ближайшую пятилетку, есть общие черты. В первую очередь, это проверенные системные персонажи. У Шалабаевой за плечами уже один срок в роли уполномоченного, у Мамулата в багаже несколько сроков депутатской работы, у Болтенко многолетний опыт в горсовете и Совете Федерации. Во-вторых, финалисты конкурсов по выборам омбудсменов примерно равноудалены (или равноприближены, как посмотреть) к основным политическим силам региона. Это важно с точки зрения отсутствия провокации к ожесточённой конкуренции, способной разбалансировать сегодняшнее состояние в областной власти. Депутаты говорили об этом, в том числе, обсуждая кандидатов в бизнес-омбудсмены: у Натальи Пинигиной, в отличие от Мамулата, была подробная программа действий, но её слабым местом назвали, сам по себе, риск внести раскол в консолидированную позицию заксобрания.

Главным общим фактором можно считать отсутствие интриг в выборе омбудсменов. Каждый из них, выходя на публичную дистанцию, был представлен, как однозначный фаворит, пользующийся поддержкой областных властей. На всех этапах конкурса губернатор и депутаты последовательно держались оговоренных позиций, вплоть до подавляющего большинства голосов в поддержку согласованных кандидатов на сессиях. Травников и руководство заксобрания, таким образом, будто целенаправленно показали управленческой элите актуальный подход к решению политических задач: выгодней приходить с открытыми картами, чем добиваться своего окольными путями, включающими непубличные интриги и расчёт на авось.

Другие новости