Заксобрание изменило уставные отношения с правительством

Заксобрание утвердило изменения Устава области в части взаимодействия с исполнительной властью. Список членов правительства, подлежащих согласованию, изменён. Есть новеллы в части отчётов губернатора и правительства по социальным и экономическим программам.

Предполагаемая коррекция Устава стала этой весной одной из главных политических тем. Основываясь на опыте взаимодействия с правительством по резонансным инвестиционным и хозяйственным инициативам, депутатский корпус инициировал изменение круга постов в правительстве, претенденты на которые должны в обязательном порядке согласовываться с заксобранием. До сих пор парламентарии согласовывали кандидатуры первых заместителей, министров финансов и социального развития, а также руководителя департамента имущественных и земельных отношений. В первоначальных предложениях планируемое расширение согласования должно было охватить министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства. Соответствующее обращение к первому вице-губернатору Юрию Петухову подписали 53 депутата, то есть, две трети депутатского корпуса, включая представителей всех фракций.

Предпосылки для изменения Устава связаны с крупными проектами, подходы к которым, вызывали много вопросов и претензий у депутатов. Куратор работы над законопроектом, первый заместитель председателя заксобрания Андрей Панфёров в комментариях для прессы связывал намерение расширить круг согласовываемых министров с «проблемами по реализации зерна, мусорной концессии, обманутых дольщиков, строительства четвёртого моста». «Мы должны быть уверенными, что человек, который придёт на пост министра, сможет решить все эти проблемы», – говорил Панфёров.

Андрей Травников, назначенный исполнять обязанности губернатора в октябре 2017 года, в течение нескольких месяцев расстался с главами министерств строительства, ЖКХ и сельского хозяйства. Увольнениям министров предшествовали известные скандалы. В декабре прошлого года пост министра строительства покинул Сергей Боярский, отвечавший за проект строительства четвёртого моста через Обь. После обсуждения концессионного соглашения депутатами заксобрания размер минимального дохода концессионера, гарантированного бюджетом региона, снизился более чем на 40 миллиардов рублей. В начале апреля года текущего в отставку ушел министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин, который чуть ранее после жёсткого разговора на сессии, опять же, в региональном парламенте о передаче в аренду 258 га Тогучинского леса лишился должности зампреда правительства региона. В конце апреля в отпуск с последующим увольнением ушел министр энергетики и ЖКХ Новосибирской области Евгений Ким, заключивший от имени правительства в 2016 году концессионное соглашение с «Экологией-Новосибирск» о строительстве двух мусоросортировочных комплексов в Новосибирской области, вызвавшее массовые публичные протесты.

Несмотря на критику в адрес глав министерств и департаментов, заксобрание воздерживалось от резких демаршей, предоставляя главе исполнительной власти самостоятельно определять меру персональной ответственности подчинённых. Инициаторы поправок в Устав подчёркивали отсутствие намерений навязывать губернатору какие-либо кандидатуры. Но подчёркивали и желание увидеть больше ответственности перед заксобранием со стороны членов правительства. Травников поддержал инициативу депутатов. Это логично, поскольку участие заксобрания в согласовании министров может облегчить последним работу, увеличить их политический вес, позволить опираться на депутатский корпус.

Напомним, что российская практика согласований между исполнительной и законодательной властью выглядит по-разному от региона к региону. В Свердловской области законодатели согласовывают пять членов правительства, в Иркутской области одного. В Карелии заксобрание согласовывало кандидатуры всех заместителей губернатора и членов правительства, ответственных за финансово-экономическую сферу и тарифы. В 2010 году депутаты по просьбе губернатора отказались от этих полномочий, но уже весной 2012 года карельский парламент вернул себе функции контроля над составом правительства. В Кировской области в 2015 году, после того, как губернатор реорганизовал администрацию региона в правительство, заксобрание поставило вопрос о согласовании всего кабинета министров. В Новосибирской же области традиция согласования с тогда ещё Областным советом именно этих министров продолжается ещё с 90-х годов. Тогда законодатели просто переписали действующую в постсоветских законах норму и после к этому вопросу не возвращались.

Резонансные решения и проекты некоторых новосибирских министерств, а также изменения в федеральном законодательстве стали катализатором для корректировки Устава. Работа над поправками велась всё лето. В итоге список членов правительства, подлежащих согласованию, изменился не только в соответствии с пожеланиями депутатов, но и с учётом актуальных требований законодательства. Поэтому на сессии 27 сентября заксобрание в последний раз согласовывало кандидатуру министра труда и социального развития. После вступления в законную силу поправок в Устав в числе персон для согласования остаются первые заместители губернатора и министр финансов и налоговой политики. Принципиальным депутаты считают включение в список согласований руководителей министерства строительства и министерства транспорта.

В комментарии для ЦДЖ Андрей Шимкив заметил, что изменения связаны не с тем, что депутаты больше доверяют Фролову (министр социального развития), или меньше Костылевскому (министр транспорта). «У министерства социального развития все расходы можно сказать поименованы. Всё расписано по конкретным получателям, и любое отступление видно и минфину, и правительству. Строительство и транспорт – отрасли менее в этом смысле зарегламентированные, скажем так. Мы имели возможность убедиться в этом, погрузившись в расчёты по четвёртому мосту и найдя лишних 40 миллиардов. Поэтому настояли, чтобы кандидатуры руководителей этих министерств, впредь согласовывались с депутатами».

На сессии поправки в Устав были приняты единогласно. Изменение круга кандидатур для согласования стало не единственным изменением в основной документ региона. Согласно дополнительным поправкам, губернатор теперь будет обязан предоставлять депутатскому корпусу отчёт о независимой оценке качества услуг для населения в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры. А у правительства области появилось обязательство отчитываться перед заксобранием о текущих результатах реализации госпрограмм и стратегии социально-экономического развития. Вместе с законом об управлении и распоряжении госсобственностью, принятом в двух чтениях перед летними каникулами, Заксобрание продолжает нарабатывать новые «уставные отношения» для контроля и взаимодействия с исполнительной властью.