Предвыборная программа ждёт оценок жюри

Самая долгая губернаторская кампания в новосибирской истории оказалась и самой спокойной. К финалу предвыборной гонки Андрей Травников сумел консолидировать элиту и обеспечить себе поддержку со стороны политиков из соперничающих лагерей.

Последние три раза губернатор в Новосибирской области сменялся внезапно. В 2010 году выборов, как таковых, не было. В 2014 году кампания была, но тогда не столько выбирали губернатора, сколько обеспечивали легитимность Владимиру Городецкому, в представлении жителям области не нуждавшемуся. Остро-конкурентные кампании конца 90-х и начала нулевых по времени занимали лишь по несколько месяцев – на большее у претендентов, бросавших вызов действующей власти, просто не хватало ресурсов. Кампания, итог которой будет подведён после единого дня голосования 9 сентября, фактически оказалась самой долгой. Она началась в октябре 2017 года сразу после назначения Травникова врио губернатора и продлилась почти год.

Все шаги нового губернатора с момента представления управленческому истеблишменту оценивались с предвыборной точки зрения. Абсолютно незнакомый чиновник, технократ без ярко выраженной харизмы был направлен в сложный политизированный регион, скандально известный постоянно тлеющими конфликтами в элитах. И первые полгода мало что предвещало Травникову лёгкие выборы. Зато в последние месяцы забавно было наблюдать, как политики и бизнесмены, ранее скептично оценивавшие Андрея Александровича, буквально наперегонки встраивались в группу его поддержки. Достаточно здесь отметить, какие яркие перемены произошли в настроениях депутатского корпуса Законодательного собрания: из чужого Травников как-то незаметно превратился в своего.

Переломным моментом кампании стала договорённость с мэром Новосибирска Анатолием Локтем, подразумевающая не только отказ от конкуренции друг с другом, но и взаимную поддержку. Заключение пакта предварила отставка Виктора Толоконского, покинувшего пост главного советника мэра после ряда критических заявлений о назначении Травникова. После таких событий в лагере градоначальника могли затаить обиду на врио губернатора. Но по состоянию на сегодняшний день руководство мэрии довольно, как складывается сотрудничество с главой региона, и надеется, что тренд сохранится и после выборов.

Главные задачи, которые Травников решал по ходу кампании, лежали в двух географических плоскостях. Интенсивное движение по оси «Новосибирск – Москва» должно было показать потенциал главы региона напрямую решать вопросы с руководством страны, первыми лицами федеральных министерств и ведомств. Здесь Андрей Александрович преуспел больше, чем большинство прочих врио губернатора, тоже интенсивно готовившихся к выборам. Два визита Владимира Путина в Новосибирск с интервалом в полгода и промежуточная рабочая встреча с Президентом в Москве убедительно показали уровень поддержки, которым Травников пользуется в верхах. Движение по оси «Новосибирск – районы» должно было помочь Андрею Александровичу наработать поддержку в низах.

Региональные СМИ подробно освещали визиты членов правительства и других федеральных персон в Новосибирск и московские встречи Травникова. Меньший резонанс в новосибирских изданиях приходился на внутренние поездки врио губернатора. Между тем, погружение в проблемы 30 районов потребовало больших ресурсов, как в плане времени, так и финансов. Поскольку поездки по территориям Андрей Александрович начал ещё прошлой осенью, к губернаторским выборам жители ждали уже не обещаний, а конкретных решений.

За счёт большого количества мероприятий в районах, оставшихся вне поля зрения большинства СМИ, кампания могла показаться бедной на события. Но было бы интересно узнать статистику по количеству встреч, проведённых Травниковым в последние месяцы, по сравнению с былыми кампаниями, отличавшимися более яркой конкуренцией. Традиционные формы политической рекламы в данном случае играли дежурную, вспомогательную роль. Помимо прочих поводов, врио губернатора попытался вовлечь максимум аудиторий в обсуждение Стратегии-2030 «Сибирское лидерство». Благодаря открытости и вниманию к инициативам многие лидеры мнений и специалисты с активной позицией включились в процесс, в итоге вольно или невольно взяв на себя функции доверенных лиц Травникова.

Конкуренция со стороны Дмитрия Савельева (ЛДПР), Анатолия Кубанова («Справедливая Россия») и Георгия Михайлова («Народный альянс») входила в обязательную программу выборов. Результаты голосования покажут межпартийный расклад, но фаворит, в любом случае, известен. Травникову досталось трудное наследство, похожее на чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко. Со времён губернатора Василия Юрченко остались масштабные незавершённые проекты, такие, как областной перинатальный центр и Дзержинская ветка метро. От Владимира Городецкого остались забуксовавшие на разных стадиях инициативы – «мусорная» концессия, строительство Центрального моста, подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года. Вполне вероятно, что новому руководителю региона проще было начинать с чистого листа. Общественность отнеслась бы с пониманием, если бы Травников обнулил незавершённые проекты и взялся бы за новые. Но Андрей Александрович взялся последовательно и глубоко разбираться отдельно в каждой ситуации, взвешивая плюсы и минусы, вырабатывая более гибкие подходы.

Сегодня есть предпосылки ожидать федеральную поддержку по всем масштабным проектам, застопорившимся ранее. Одна лишь программа «Академгородок 2.0» стоимостью 500 млрд рублей, разработанная под руководством Травникова, может стать локомотивом развития региона. Обещания федеральной поддержки по ключевым направлениям развития области это главный ресурс врио губернатора. В ближайшее воскресенье новосибирцы определятся, насколько ресурс Москвы заслуживает доверия. Проверочные мероприятия начнутся после выборов.

Другие новости