Мотыга ищет новые грабли

В Новосибирске резко снизился объём ввода жилья, но власти надеются к концу года взять психологически важный рубеж в 1 млн квадратов. Решением проблемы может стать массовая приёмка неготового жилья, но есть риски. В том числе, из-за активности прокуратуры.

Миллион квадратных метров это, по новосибирским меркам, немного. Город привык лидировать в Сибирском федеральном округе по объёмам ввода. Миллионная планка поддалась в 2010 году. До 2016 года объёмы росли. пик пришёлся на 2015 год, когда ввели 1 млн 738 тысяч квадратов. В 2016 году снижение было непринципиальным, до 1 млн 527 тысяч: строители сдавали объекты, заложенные до крымского кризиса. В 2017 году присели жёстче, до 1,043 млн. В нынешнем году дела в отрасли выглядят совсем хило. За 8 месяцев ввели 345 тысяч квадратных метров.

Объём ввода жилья обычно нарастает к завершению отчётного периода. То есть, к Новому году. Но, для сравнения, за первые 6 месяцев 2017 года ввели 410 тысяч квадратов. Отставание существенное. И его уже не наверстать за счёт приписок индивидуального коттеджного строительства – этот статистический ресурс власти выдоили ещё в прошлом году.

Отраслевые итоги принято подводить в начале года, следующего за отчётным. В феврале 2019-го на торжественном собрании мэр Анатолий Локоть должен будет отчитаться об актуальных достижениях строительной индустрии – в последний раз перед выборами на новый срок. Если объём ввода получится хуже прошлогоднего, глава муниципалитета будет выглядеть бледно в особо значимый политический момент. И его подчинённые могут пользоваться этим фактором для решения собственных задач.

Несколько месяцев крупные застройщики, представленные в новосибирском Совете депутатов и общественном экспертном совете по градостроительству при мэре, жалуются на противоречивую политику начальника управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Анатолия Мотыги. Работая на своей должности с 2003 года, Анатолий Иванович стал более чем самостоятельной фигурой, способной влиять на крупные инвестиционные проекты и экономическое положение компаний. Вмешательство главы УАСИ стало особо чувствительным на фоне глобальных перемен в жилищном строительстве.

С 1 июля в силу вступили законодательные новеллы, существенно осложнившие работу застройщиков. Практика сырая, банки ещё не отладили технологию финансирования строительных проектов по новым правилам. Отягощающим фактором стали репутационные проблемы отрасли. Прежде всего, речь про обманутых дольщиков, число которых приумножилось из-за проблем холдинга ПТК-30. На страницах СМИ почти каждую неделю появляются сюжеты о нарушениях сроков, нормативов и условий по разным строительным проектам, перемежаемые скандальной уголовной хроникой про девелоперов. Добросовестным участникам рынка сегодня больше, чем обычно, требуется поддержка властей. Однако УАСИ будто специально тормозит проекты, затягивая выдачу разрешений на строительство и ввод, досаждая мелочными придирками.

Рост бдительности в ведомстве Мотыги не вызывал бы вопросов, если б не двойные стандарты. Закручивая гайки по одним проектам, УАСИ допускает скандалы по другим. За последнее время несколько строительных инициатив вызвали резкую реакцию общественности и контролирующих органов. Мы подробно рассказывали про ситуацию вокруг бывшего кинотеатра «Металлист». Владелец взялся сносить здание, получив от УАСИ разрешение построить на этом месте многоквартирный дом. Но выяснилось, что в это время шла экспертиза, определившая кинотеатр как выявленный объект культурного наследия, охраняемый государством.

Сейчас в горсовете обсуждают два протеста прокурора Новосибирска Дениса Ференца по поводу зонирования некоторых участков под застройку. Один из протестов касается участка в Кировском районе по улице Петухова 12В. Он относился к зоне озеленения, но в результате размена территорий под застройку был передан компании «СтройИнвест» с изменением зонирования под специализированную общественную застройку. Эксперты утверждают, что сама по себе возможность любой застройки даёт возможность впоследствии через суд добиваться узаконивания любого объекта. Прокуратура вмешалась в ситуацию и потребовала вернуть участок в зону городских лесов, территорий отдыха, скверов и парков.

Второй протест прокурора связан с перспективой застройки участка возле городской клинической больницы №34. Мэрия считает допустимым разрешить здесь строительство административного объекта. В процессе реализации проект может стать сугубо коммерческим. В горсовете утверждают, что участок запланирован под возведение магазина «Лента» – эта сеть известна строительством объектов без разрешений с последующим узакониванием через суд. Прокурор Ференц требует, чтобы участок оставался в зоне территорий медицинских учреждений. Городские чиновники от строительства настаивают на отклонении обоих протестов, толкая мэра и горсовет на публичный конфликт с прокуратурой. Очевидно, судьба участков уже расписана, и вмешательство Ференца здесь крайне нежелательно.

Зажимая по непонятным причинам одних застройщиков и выдавая необъяснимые поблажки другим, Мотыга держит козырь в рукаве. Резко увеличить ключевой показатель отрасли может ввод по-настоящему крупного объекта, и в Новосибирске один такой есть. Это Плющихинский жилмассив, который строит группа компаний «Дискус» депутата горсовета Алексея Джулая. Объект состоит из 86 многоквартирных домов. Часть из них фактически заселена уже несколько лет. Однако в эксплуатацию их не принимали из-за большого количества недоделок по проекту. В начале нынешнего года мэрия приняла несколько домов, в которых муниципалитет закупал квартиры для программ, предусматривающих расселение ветхого и аварийного жилья. Продавцы квартир на Плющихинском обещают покупателям официальный ввод до конца 2018 года. Интерактивная карта расположения домов на сайте «Дискуса» также подсказывает покупателям: ввод подавляющего большинства домов намечен на четвёртый квартал.

Приняв Просторный, Мотыга добавит в отраслевой зачёт не одну сотню тысяч квадратных метров. Но снимет ли это политические риски или только приумножит их? Новосибирская история знает годы, когда ради показателей принимали фактически недостроенные жильё, которое приходилось потом долго доделывать под громкие жалобы жильцов. В случае с Просторным можно также ожидать критики со стороны других застройщиков, политиков и общественников, не раз возмущавшихся из-за привилегий Джулая, компании которого уже несколько лет экономят сотни миллионов рублей на платежах за аренду городской земли, а мэрия не особо активничает в попытках взыскать долги. Сомнительные проекты, получающие зелёный свет из УАСИ, портят реноме городской власти больше, чем статистика, по сути непонятная избирателям.

Другие новости