В конкурсе «Строитель года» решающее слово у силовиков

Уголовное преследование девелопера Владислава Крючкова из последствий бизнес-конфликта может перейти в категорию политических дел. Его коллега по отрасли Евгений Гаврилов предложил номинировать беглого бизнесмена на «Строителя года».

На прошлой неделе мы рассказывали про бурление в новосибирском истеблишменте, связанном с конфликтом владельца компании «СибирьИнвест» Крючкова с бывшим партнёром Михаилом Обласовым, в прошлом чиновником, а ныне меценатом, предпринимателем и лоббистом. Общие знакомые среди госслужащих и бизнесменов утверждают, что разругавшиеся приятели активно напрягают свои связи в правоохранительных и контролирующих структурах. С этим якобы, в том числе, связана и эскалация уголовного преследования Крючкова. На этой неделе «Коммерсант» сообщил о заочном аресте девелопера и объявлении его в международный розыск, как обвиняемого по уголовному делу о мошенничестве с земельным участком, использованным при строительстве жилого комплекса «Потанинская-2».

Напомним, что, по мнению следствия, мошенничество заключалось в следующем. Партнёр Крючкова Александр Асадчий взял у мэрии в аренду участок в центре города, возвёл на нём некое административное строение, оформил его в собственность и выкупил землю по льготной цене. Далее строение было то ли снесено, то ли перенесено, а участок выкупила компания Крючкова под строительство жилой многоэтажки. Если бы участок изначально продавался для этой цели, муниципалитет мог бы получить доход гораздо больше. Асадчего задержали ещё в начале лета, в августе ему предъявили обвинение и он ждёт развития событий под домашним арестом. Крючков скрывается за границей, теперь его планируют искать с помощью Интерпола. Обласов предпочитает также оставаться за рубежом из-за встречных мероприятий группы поддержки Крючкова, хотя об уголовных претензиях в его адрес пока ничего не известно.

Многие эксперты рынка недвижимости выделяют строительные проекты Крючкова. «Мне нравится, как строит компания «СибирьИнвест»», – признался мэр Анатолий Локоть в интервью «Континенту Сибирь» прошлой осенью. До сих пор ни у правоохранительных, ни у контролирующих структур претензий к девелоперу не было. Он не срывал сроки ввода домов, не обманывал дольщиков. Кстати, как раз на этой неделе в суд передано уголовное дело против совладельца группы компаний «ПТК-30» Антона Коновалова. Он был арестован прошлой осенью и провёл под стражей полгода. В истории компаний, аффилированных с «ПТК-30», фигурируют значительные отставания по срокам сдачи и большие долги по зарплате; достройка части объектов под вопросом, по ряду юрлиц запущено банкротство, дольщики выходят на акции протеста, город уже не дождётся уплаты долгов за аренду земли. Но Коновалова арестовали по подозрению лишь в коммерческом подкупе, а теперь следствие переквалифицировало обвинение на более мягкую статью за злоупотребления, и застройщик, скорее всего, отделается штрафом – следователи предложили суду освободить его от уголовного преследования.

Может быть, и Крючкову имело смысл посотрудничать со следствием, как Коновалову? Даже если и посидеть в СИЗО пришлось бы пару месяцев – что тут такого смертельного? Тем более, если сочувствие к судьбе девелопера в истеблишменте велико. Своих инвесторов и работников он не обманывал, с бюджетом рассчитывался вовремя. А схему покупки земельного участка, к которой придрались правоохранители, некоторые его коллеги и вовсе считают массово используемой.

Вопрос об этом встал 29 августа при обсуждении номинации «Строитель года» премии «Человек года»  издания «Деловой квартал». Заместитель председателя общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства Евгений Гаврилов предложил номинировать Крючкова. Управляющий партнёр DSO Consulting Сергей Дьячков выразил недоумение, как можно номинировать того, кому предъявлено уголовное обвинение. 

Другие девелоперы, присутствовавшие на обсуждении претендентов на «Строителя года», Гаврилова не поддержали, и Крючков в список номинантов не вошёл. Жаль, потому что тогда его дело из категории бизнес-разборок могло сразу перейти в категорию общественно-политических. Отрасль, таким образом, могла выразить протест против действий силовиков. Ведь Гаврилов, скорее всего, выражает не только своё мнение, коль скоро он входит в руководство отраслевого совета при мэре. И он может развить свою точку зрения в других, более массовых аудиториях. Например, на том же общественном экспертном совете. Конечно, здесь есть опасность, что правоохранители возьмутся перепроверять, насколько действительно массовым было использование похожих, незаконных с их точки зрения, схем приобретения участков под застройку. И кто именно этими схемами пользовался. Для Гаврилова, партнёры которого в буквальном смысле разгребают последствия скандала вокруг сноса здания бывшего кинотеатра «Металлист», оказавшегося объектом культурного наследия, публично вступаться за Крючкова это либо большое мужество, либо нехилое безрассудство. Впрочем, говорят, что риск благородное дело.

Другие новости